Житие митрополита Московского и всея Руси Макария, день памяти святителя
Макарий стал владыкой Московским и митрополитом всея Руси в непростое для страны время. Тогда к власти только пришли князья Шуйские, но их правление вызывало недовольство народа. Макарий стал одним из тех, кто поддержал юного царя Ивана Грозного. За годы деятельности будущий святой многое сделал для систематизации и сохранения богослужебной церковной литературы. Ему удалось инициировать мощное развитие славянской письменности.
Святитель Макарий, митрополит Московский
Митрополит всея Руси Макарий, бывший в миру Михаилом, запомнился русскому православному сообществу как миссионер, правдолюбец и сторонник Иосифа Волоцкого. Макарий оставался митрополитом на протяжении многих лет, начиная с 1542 года. Это было непростое время, но святой сохранял твердость духа, а также помогал всем нуждающимся до самого последнего дня своей собственной жизни.
Он входил в число избранных царя Ивана Грозного, что само по себе уже требовало мудрости, терпения и высокой степени дипломатии. После распада «избранной рады» Макарий остался наставником государя и служил ему до последних дней.
Житие святителя Макария, митрополита Московского
Известно, что будущий митрополит родился в 1482 году. Его родители были благочестивыми московскими горожанами, их звали Леонтий и Елисавета. После крещения мальчика нарекли Михаилом во имя архистратига Михаила. Отец вскоре после крещения сына скончался, а мать через некоторое время приняла монашеский постриг с именем Ефросинья.
Молодой Михаил стал послушником монастыря Рождества Богородицы близ Пафнутиево-Боровска по собственному желанию. Во время пострига для него было выбрано имя преподобного Макария Египетского. Так сложилось, что будущий святой пришел в стены монастыря через несколько дней после того, как их покинул Иосиф Волоцкий. Но влияние богослова-аскета сохранилось даже после его ухода, оно оставило заметный след в судьбе преподобного.
За годы обучения и послушания Макарий стал известен как один из самых аскетичных иноков. Он много молился, помогал нуждающимся, показывал своим примером, как нужно воспитывать волю и силу духа.
После окончания курса богословия с 1523 года будущий митрополит служил игуменом Богородицкого монастыря под Можайском. Уже через 3 года митрополит Макарий был рукоположен как архиепископ Новгородский и Псковский. На этом посту ему пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть кафедре былое могущество, утраченное в связи с отсутствием руководства. Макарий перевел новгородские монастыри на общежительный устав, к концу его служения общее количество киновий достигло восемнадцати. Он лично посещал каждую обитель, проводил проверки, делал все, что мог.
Владыка много времени и внимания уделял вопросу реставрации храмов. С его помощью в Софийском соборе были восстановлены фрески, которые стали неотъемлемой частью культурного наследия региона. Помимо этого, под его контролем находились библиотеки. Там был наведен порядок. Книги собирали по категориям, необходимые богословские произведения переводили и систематизировали.
В период архипастырства Великий Новгород стал центром культурной деятельности.
Монахи работали над составлением нового летописного свода. А племянник Иосифа Волоцкого, инок по имени Досифей Топорков, составлял и исправлял тексты. Например, он обработал текст Синайского Патерика, включенного затем в Великие Четьи Минеи. Затем Досифей написал Волоколамский Патерик, а также составил хронограф. Священник Софийского собора по имени Агафон составил здесь новую Пасхалию. Были написаны, исправлены, доработаны и другие значимые труды.
Восхождение на престол митрополита всей Руси состоялось 19 марта 1542 года. Этому способствовала группа князей Шуйских, которые управляли государством при малолетнем цесаревиче. Шуйские низложили митрополита Иосифа, а Макария воззвали на престол владыки. Однако вскоре Макарий отдалился от князей, он перестал поддерживать государственную политику управленцев, был сторонником оттеснения их от власти. Митрополит начал оказывать поддержку юному царю, вошел в круг избранных доверенных лиц Ивана. Он же венчал Грозного на царство и способствовал его браку с Анастасией Захарьиной.
Макарий возглавил 2 собора (1547, 1549 годы), где проводил работу по канонизации русских святых. Под его руководством велась работа по составлению житий и распространению изданий среди монашеского сообщества. Во время проведения Стоглавого собора, ставшего историческим, Макарий не дал протопопу Сильвестру секуляризировать монастырские земли.
После того, как пала Избранная рада, Макарий остался одним из тех, кто не подвергся гонениям или преследованиям. Более того, после того, как почувствовал себя плохо, Макарий честно уведомил царя. Тот приехал к нему на подворье вместе с наследником и просил не покидать пост, а оставаться там до последнего вздоха.
Причина смерти
После того, как царь отказал Макарию в просьбе удалиться, тот начал стараться вернуться к прежней жизни. Но накануне Рождества Христова все ученики митрополита видели, как жизнь его постепенно угасает. Например, он не мог сам читать Евангелие. За него это делали другие приближенные духовные лица. А без чтения священной книги Макарий не мог провести ни одного дня.
31 декабря 1563 года митрополит скончался. Он ушел к Господу спокойно после ежечасных молитв, которые он возносил про себя Богу. Перед тем, как выносить тело из покоев, монахи предпочли открыть лицо старца. Оно было настолько спокойным и умиротворенным, что все окружающие почувствовали какую-то благостную гармонию. Возникало ощущение, что владыка уснул и видит хороший сон. Позднее свидетели писали, что чувствовали, как Макарий радостно восходит к Богу.
Святителя отпевали 5 архиереев, при этом присутствовал царь, а также другие неравнодушные верующие. Затем над телом была прочитана просветительская прощальная грамота. Митрополит написал ее незадолго до своей кончины, там он просил всех, кого невольно обидел, простить его и отпустить его грехи. Там же он сам давал благословение всем остававшимся на земле, призывал не бояться трудностей и ждать своего воскрешения как чего-то обычного.
Многие исследователи считают кончину Макария показательной. Это пример того, каким должен быть истинный митрополит, который сумел сохранить баланс между церковным и государственным. Ему была уготована честь почить так, как он того хотел при жизни.
Почитание и день памяти Святителя Макария
Макария начали почитать сразу после его смерти. На гробнице появилась первая икона. Известно, что Иван Грозный после возвращения из Литовского похода, последовавшего сразу после кончины митрополита, прикладывал свои уста к иконам Богоматери, Спасителя и Макария. Начиная с XVII века, имя митрополита традиционно упоминают в «Сказаниях» различных летописцев.
Митрополит Макарий был официально канонизирован Русской Православной церковью в 2002 году. Очевидно, что деятель внес огромный вклад в развитие письменности на Руси. Еще будучи на посту архиепископа Новгородского и Псковского, он собирал и систематизировал богословские книги. Затем при Макарии была открыта первая типография, где стали печатать богословские тексты.
Святителя стали почитать на разных уровнях. Простые верующие привыкли обращаться к святому во многих случаях. Традиционно святой помогает при утрате веры. К нему обращаются, чтобы тренировать силу духа.
Официально установлен день памяти как 30 декабря.
Иконы
Существует несколько традиционных изображений святого. Первое прижизненное полотно было написано вблизи Благовещенского собора Кремля, сегодня икона хранится именно там. На первом самом раннем полотне митрополита еще не изображают святым. Он предстает как старец с высоким лбом, седыми волосами. На нем золотой саккос, зеленая омофора с пущенными по ней черными с золотом крестами, а на голове – святительская шапка с камнями.
После канонизации митрополита стали изображать с нимбом над головой. Традиционно святой старец держит в руке книгу, которая напоминает о его вкладе в развитие церковной богословской литературы. Второй рукой он благословляет всякого, кто обращается к нему.