История становления иконы Добрый Пастырь и значение образа, символизм

Икону «Добрый Пастырь» можно считать символической иллюстрацией к Священному Писанию и Евангелию, в которых Спаситель называется пастырем овец (христиан). На ней Иисус Христос изображается в виде пастуха, окруженного овцами, или с ягненком (заблудшей овцой) на плечах. Иконографический тип был заимствован у античных художников и скульпторов на заре христианства.

Значение образа доброго пастыря в православии

В переводе с иврита «пастырь» означает «пастух». Этот термин впервые был использован в Ветхом, а затем подтвержден в Новом Завете. Смысл термина заключается в аллегории: пастырь должен заботиться о своей пастве (христианах), как пастух о стаде овец. Учение, которое проповедовал Сын Божий, в своей сути содержит призыв любви к Богу, другим людям, он милосерден к раскаявшимся грешникам. Поэтому Иисус Христос – милосердный поводырь, который ведет тех, кто в него верует, дорогой к вечной жизни в раю.

История становления иконы «Доброго Пастыря»

На иконописный стиль изображения прообраза Сына Божьего оказали влияние древнегреческие мифология и искусство. С развитием христианского вероучения поменялся иконографический тип Иисуса Христа. Канонические изменения привели к тому, что раннехристианский образ оказался мало востребованным и был забыт.

Прообразы в античности

В изобразительном искусстве Древней Греции есть два персонажа, изображения которых, по-видимому, послужили прообразом Спасителя. Это Орфей и Гермес Криофор. Орфей, герой мифов, был музыкантом, певцом, любимцем бога Аполлона. Благодаря золотой лире, подарку Аполлона, Орфей мог приручать диких животных.

Гермес был в числе самых почитаемых в пантеоне античных богов. Он покровительствовал торговле, пастухам и путешественникам, спускался в царство мертвых, сопровождая души умерших.  По легенде, Гермес получил второе имя Криофор (в переводе с древнегреческого Агненосец) после спасения города Танагра от чумы, обойдя городские стены с бараном на плечах. В его честь в Танагре был построен храм Гермеса Криофора. Греческий ваятель Каламид в VI веке до Р. Х. создал статую бога с ягненком на плечах. На скульптурных изваяниях Гермес изображен молодым атлетом с ягненком на плечах.

пастырь добрый икона

Ранние изображения

На ранних ступенях развития христианства икон, как объекта для моления, не существовало. Христианское искусство началось с римских катакомб и саркофагов, которые украшали изображениями Доброго Пастыря. Это был не образ Сына Божьего, а символ его предназначения.

Древнегреческая скульптура Гермеса Криофора была использована в раннехристианской символике. Полное отождествление в приемах и форме объясняется преемственностью художественной школы раннехристианских скульпторов от античных. Исследователи христианства также полагают, что таким образом до IV века преследуемые христиане маскировали свое отношение к вероучению Иисуса Христа.

Орфей традиционно изображался в виде пастуха, окруженного овцами. Античные художники представляли его молодым, безбородым юношей, с флейтой или посохом в руке.

Самые известные раннехристианские изображения (I-II век), идентичные изваяниям Гермеса Криофора, сохранились в римских катакомбах. До IV столетия Библейские заповеди, в которых запрещалось изображать Бога, трактовались буквально. Поэтому изображения Доброго Пастыря этого периода не следует считать иконами или образами для моления Иисусу Христу. «Добрый Пастырь» в местах сбора единоверцев был символическим напоминанием о приходе Спасителя.

Христианские картины до V века написаны по однотипному сюжету, в котором прослеживаются черты античного образа Орфея. Как, например, мозаичные изображения, сохранившиеся в мавзолее Галлы Плацидии города Равенны.

пастырь добрый икона

На выбор именно этих прототипов, судя по всему, повлияло несколько общих мотивов из мифологии:

  • покровительство пастухам;
  • роль учителей;
  • способность посещать царство мертвых;
  • защитники от гнева богов.

Образы Доброго Пастыря этого периода – молодые, красивые, сильные юноши, без бороды, в эллинских коротких туниках.

Ветхий Завет

В первой части Библии, Ветхом Завете, есть откровения и псалмы, в которых Бога называют пастухом и Пастырем. В «Книге пророка Иезекииля» говорится от имени Господа, что он, как пастух, будет блюсти свое стадо, не давая ему разбрестись и потеряться в дни невзгод. В 22 псалме есть строка: «Господь – Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться». Пророк Исаия за 700 лет до Р. Х. предрек, что придет Мессия, который будет как пастырь пасти свое стадо.

Сравнение Всемогущего Бога Израилева с пастухом объясняется тем, что в древних деревенских общинах это был лидер общины, от которого зависело состояние стада, а значит, и уровень жизни сообщества. Кроме этого, присутствует метафора: сравнение человеческого общества (в данном случае евреев) с неразумным стадом овец, которому требуется направляющая сила.

пастырь добрый икона

Новый Завет

В Новом Завете, как и в Ветхом, есть слова о роли Иисуса Христа, как пастыря доброго. В Евангелии от Иоанна, в 10 главе, цитируются слова Христа, в которых он называет себя таким именем, защищающим овец ценой своей жизни; знающим своих овец. В качестве жертвы за своих овец Иисус сам превращается в Агнца Божьего, искупительной жертвой за грехи человечества.

Когда в IV веке христианство стало государственной религией на территории Римской империи, произошло отделение христианского искусства от античных образцов. Сентиментальные образы не могли стать моленными иконами. Вместо стройного юноши-пастушка или атлета-бога с барашком на плечах появился иконографический тип Пантократора.

Первое время оба образа применялись параллельно, но постепенно Небесный Царь и Судья вытеснил жизнерадостного эллина. В период иконоборчества (VIII век) раннехристианские изображения Иисуса были уничтожены.

В европейские христианские церкви раннехристианское изображение вернулось в период Ренессанса (XIV-XVII век). Об этом сюжете первыми вспомнили светские художники, а затем он вернулся в иконографию, в убранство церквей в виде скульптур и витражей. Но широкого распространения старинный образ не получил и лишился признаков античности: стал старше, у него появилась борода, одеяние соответствовало иконописной моде. В XIX веке, как иконографический тип, он снова перестал пользоваться популярностью и исчез.

пастырь добрый икона

Русская иконография

Русская православная иконография формировалась под воздействием византийской в период, когда Пантократор стал главным ликом в иконописи. Самые старые православные изображения Доброго Пастыря относятся к XVIII веку. Появлению этого иконографического образа способствовало влияние униатской западно-украинской иконописи, которая, в свою очередь, восприняла западноевропейские образцы из печатных гравюр.

Этот сюжет не содержится в православном справочнике по иконописи (ерминии), что означает, что он не каноничен для православия. Немногочисленные иконы XIX, начала XX веков свидетельствуют о том, что образ не получил широкого признания и распространения в православии.

Однако образ Доброго Пастыря преобразовался в облачение священнослужителей: омофор (накидка) – символ заблудшей овцы на плечах Доброго Пастыря, который несет заблудшую овцу в Небесное Царство к ангелам (незаблудшим овцам).

пастырь добрый икона

Икона Спасителя «Добрый пастырь»

Образ Спасителя «Добрый Пастырь» имеет два иконописных варианта:

  • Поясное изображение Иисуса Христа в красной тунике и синей накидке, с белоснежным ягненком на плечах.
  • Иисус Христос в полный рост, в длинной тунике и омофоре, с ягненком на руке, в окружении стада овец.

Перед иконой молятся животноводы, любители животных, родители непослушных детей, отправляющиеся в долгий и опасный путь.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий