Житие и мощи святой Елизаветы, иконография, о чем просят перед образом и тексты молитв
Биография святой Елизаветы рассказывает о ее жизненном пути и подвигах, за которые ее стали почитать в церкви. Деятельность великой княгини была полезна для многих людей, она отличалась преданностью Господу и большое внимание уделяла служению Всевышнему.
Житие святой Елисаветы Феодоровны
В конце 20-го века к списку православных святых добавилось имя княгиня Елизаветы Федоровны. Сестра последней российской императрицы была канонизирована церковью в 1992 году. Приверженцы христианства почитают святую Елизавету по причине ее трагического ухода из жизни и общественной деятельности, которой она занималась при жизни.
Происхождение и детство
Елизавета Романова родилась 20 октября 1864 года в немецком городе Дармштадте. Родителями будущей княгини были герцог Людвиг IV и дочка королевы Великобритании — принцесса Алиса. Девочка воспитывалась по классическим традициям, которые предполагали строгое отношение, прививание скромности и простоты в убранстве, еде и поведении. С раннего детства Елизавета отличалась самостоятельностью: убирала комнату, заправляла постель, топила камин. Родители девочки учили ее любви к окружающим, поэтому мама девочки ездила с ней в приюты, больницы и дома для инвалидов, беря с собой цветы и полезные вещи для страждущих.
Многие люди, знавшие Елизавету Федоровну с детства, отмечали, что она всегда проявляла любовь к ближним и была религиозным человеком. Большое влияние на ее жизнь оказали подвиги святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой ее назвали. Трагическим моментом в жизни девочки стала смерть ее трехлетнего брата, который страдал от гемофилии и разбился, упав с балкона. Увидев произошедшее, Елизавета набралась мужества, взяла окровавленного ребенка и внесла в дом. Позднее наступила эпидемия дифтерита, из-за чего умерла сестра девочки Мария и герцогиня Алиса. Ухаживать за осиротевшими детьми стала королева Виктория.
Замужество
В возрасте 20 лет Елизавета стала княгиней, выйдя замуж за князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. Она была знакома с ним еще с детства, когда будущий князь был в Германии со своей матерью. Все претенденты на роль мужа Елизаветы получали отказ, и только Сергею Александровичу удалось завоевать сердце девушки.
После свадьбы князь купил для юной супруги Елизаветы дворец в Санкт-Петербурге. Переехав на новое место, Елизавета стала активно изучать нюансы русского языка, разбиралась в культуре и под влиянием верующего мужа прониклась христианской верой. В 1891 году супруг Елизаветы Федоровны был назначен московским генерал-губернатором, и пара переехала в столицу. В роли жены генерал-губернатора города княгиня Елизавета исполняла ряд социальных обязанностей, включая организацию приемов, концертов, званых ужинов и балов.
Служение Господу
Февраль 1906 года принес Елизавете горе, когда ее супруг был убит от взрыва бомбы, оставленной террористом Иваном Каляевым. После смерти мужа Елизавета часто молилась, соблюдала строгий пост и не участвовала в светских приемах. Спустя некоторое время святая княгиня занялась основанием Марфо-Мариинской обители милосердия, для чего купила усадьбу с садом и несколькими постройками.
На территории обители работал священник, были возведены церковь, больница, аптека, библиотека и школа для детей из приюта.
Название обители посвящено святым евангельским женам-мироносицам Марии и Марфе, которые представляют образы молитвенного и деятельного путей приближения к Всевышнему. Обитель милосердия под наставничеством святой княгини Елизаветы отличалась от других и не являлась монастырем в классическом понимании. В этой обители социальное служение было напрямую и очень тесно связано с православной верой.
Мученический подвиг
Елизавета большую часть времени проводила на территории обители милосердия, и когда в 1916 году к ее воротам подошла яростная толпа с требованием выдать немецкого шпиона — брата княгини, она вышла к людям одна и предложила проверить помещения. В тот раз Господь уберег святую княгиню Елизавету от беды, но после революции к обители снова приблизилась вооруженная толпа, намеренная арестовать княгиню, подозревая ее в шпионаже и хранении в монастыре оружия.
Княгиню вместе с ее помощницами схватили, после чего она находилась в заключении на окраине города Алапаевска. Сопровождающим настоятельницу сестрам предложили освобождение, но они стали умолять о возвращении их к великой княгине Елизавете. В ночи 5 июля 1918 года мученицу святую Елизавету с другими представителями Императорского Дома скинули в шахту заброшенного Нижне-Селимского рудника. В момент, когда палачи сталкивали святую великомученицу, она читала молитву Всевышнему.
Мощи
Когда на место гибели княгини пришли белогвардейцы, тела всех сброшенных в рудник были извлечены. В кладбищенской церкви провели отпевание и переправили тела на Восток. Останки великомученицы доставили в Иерусалим, а ковчег с мощами установили в церкви имени святой Марии Магдалины в историческом месте Гефсимании. Канонизацию провели в 1981 году, и мощи мученицы до сих пор находятся в Иерусалиме. День кончины великомученицы считается днем памяти святой Елизаветы.
Иконография
Иконы с образом святой великомученицы начали появляться в 1992 году, когда она была прославлена христианской церковью. Внешние характеристики иконописных изображений заключаются в следующем:
- княгиня изображается в апостольнике;
- в левой руке нарисована уменьшенная копия обители милосердия, а в правой — крест;
- на некоторых иконах вместе со святой княгиней стоит инокиня Варвара.
В любом образе великомученица легко узнаваема. Наличие белого апостольника и нагрудный крест мученика связаны с тем, что при жизни она и ее обитель приняли обет отказа от плотских отношений.
О чем просят перед образом великой преподобномученицы
К образу святой великомученицы обращаются с молитвами, прося о помощи и заступничестве перед Всевышним. Также великая княгиня помогает в следующих жизненных ситуациях:
- трудные роды;
- рождение недоношенного ребенка и сложности в последующем уходе;
- раковые заболевания;
- страдания, муки и боль.
Поскольку великомученица очень близко стоит к престолу Царя Небесного, как и любая православная святая, обращение к ней может оказать большую помощь. Совершение молитв и песнопений помогает разобраться в проблемах, найти верный путь и избавиться от тяжелых жизненных невзгод.
Текст молитвы
«О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь».
когда уже руская церковь научится говорить с рускими по руски – или так и будут между собой церковниками балакать на церковнославянском((? Вот уже и латиняне давно научились с паствой на родных языках говорить.
Ну, для начала руССкие должны научиться грамотно писать. И говорить. А вообще вспомните академическую фразу: не судите, да не судимы будете.
Что касается латинян (кстати, кто это), то предоставьте, пожалуйста, более полную информацию. Кто, где, в какой стране. Отрицание церковнославянского языка (который, кстати, когда-то был просто славянским) – отказ от своей истории. Традиций. Если у Вас есть какие-то конструктивные предложения, пожалуйста, излагайте. Но в соответствующие инстанции