Житие и канонизация святой Софии Слуцкой ее мощи и икона, поклонение
Многие люди задаются различными вопросами, связанными с иконой Софией Слуцкой. В частности, их интересует жизненный путь праведницы и ее благие деяния. Земная жизнь этой христианки завершилась почти четыре столетия назад. Однако и сейчас о ней вспоминают православные верующие и посещают Минский Свято-Духов кафедральный собор, в котором покоятся нетленные мощи святой.
Биография
Будущая праведница появилась на свет 1 мая 1585 года. София была единственной дочерью князя Юрия Слуцкого и Барбары Кишки. Точных сведений о крещении княжны не осталось. Считается, что его совершил духовник князей иерей Малофей Стефанович, который был настоятелем Свято-Варвариинской церкви Слуцка. Когда девочке было всего 2 года, она потеряла родителей. Отец Софии скончался 6 мая 1586 года. Мать девочки умерла в 1594 году.
После того как София осиротела, она превратилась в богатую наследницу и получила треть родового состояния. В течение следующих лет скончались также дяди девочки – Александр и Ян-Симеон. Поскольку мужчины не имели собственных детей, все их владения перешли к юной княжне. Таким образом София стала самой обеспеченной невестой государства.
Жизнь под опекой и брак
Когда скончались родные Софии, встал вопрос об опекунстве. Получить статус опекунов хотелось многим. Однако этого права удостоились родственники девочки по линии матери – Ходкевичи. Они растили ребенка в строгих христианских традициях. Примечательно, что отец Софии тоже был достаточно набожным. Он поддерживал на своих землях православную религию, несмотря на то, что вера подвергалась преследованиям.
Богатая невеста пользовалась успехом у состоятельных женихов. При этом опекуны выбрали для девушки сына знатного вельможи Криштофа Радзивилла. Молодого человека звали Януш Радзивилл. Новобрачной на тот момент было лишь 14 лет.
После того как свадьба была уже назначена, опекун Софии поссорился с Криштофом, поскольку желал частично оставить наследство девушки себе. К тому же ходили слухи, что сама княжна тоже противилась браку. В результате начались судебные разбирательства. Ситуация обросла многими домыслами. Люди ожидали, что начнется война.
До последнего момента София пыталась добиться примирения. Когда другого выхода не нашлось, она дала согласие на брак с Янушем. Если говорить о наследстве, то стороны отозвали претензии. При этом все имущество получили супруги.
В брачном договоре было записано, что дети, которые появятся в браке, будут крещены в православии. На этом настояла София. При этом в Беларуси на тот момент распространялось униатство, а Януш был католиком. Потому вероятность выполнения воли девушки равнялась нулю. Тем не менее, ее требование было выполнено.
В скором времени Януш направился в Лифляндию воевать со шведами. Затем его избирали на должность посла. К тому же он возглавил шляхетское восстание против Сигизмунда III. София была вынуждена много времени проводить в одиночестве. Она бесстрашно защищала православие на родине, борясь с насаждением униатства.
Вероисповедание
При этом у многих людей все равно возникают вопросы относительно вероисповедания княжны Софии. На этот счет существуют разные версии.
Традиционная версия (о принадлежности к православию)
Отличительной особенностью рода Олельковичей, к которому относилась София, была верность православной религии. Из множества документов, датированных пятнадцатом-шестнадцатым веками, ясно, что слуцкие князья активно строили православные церкви. В 1748 году в Слуцке существовало 14 храмов, которые основали представители рода Олельковичей.
Ни для кого не секрет, что отец Софии Юрий ІІІ был приверженцем православной религии. При этом совершать крещение над девочкой мог духовник князя. Это был священнослужитель Малофей Стефанович. В семье Олельковичей не было случаев, когда кто-то из князей, исповедовавших православие, дал бы согласие на крещение детей в католичество. К тому же София не имела двойного имени, которое, как правило, давали во время католического крещения.
Сохранение православного вероисповедания было важным также с точки зрения наследования. Примечательно, что дед Софии Юрий II в 1578 году завещал своим детям имущество. Однако они могли получить его только в том случае, если останутся православными христианами. Младшие сыновья правителя Ян-Симеон и Александр в начале 1580 годов стали католиками. При этом Юрий III знал об этом и имел все основания оставаться православным. В этой же вере он крестил и свою дочь.
Юрий Ходкевич, который стал первым опекуном Софии, принял католицизм, однако оставался щедрым покровителем православных церквей. После кончины отца у него жила мать, которая исповедовала православие. К тому же при оформлении опекунства выяснилось, что отец Софии письменно обозначил свое желание воспитывать дочь в православии. В детские годы девочка часто посещала Слуцк. Там она в буквальном смысле погружалась в православную атмосферу.
Юрий Ходкевич скончался в 1595 году. После чего опекуном Софии стал его брат Иероним. К тому моменту Ходкевичи задолжали много денег Радзивиллам. Именно поэтому они решили выдать свою подопечную замуж за Януша Радзивилла.
Альтернативная версия (о принадлежности к католичеству)
Уже в 2000 годы разгорелась дискуссия по поводу вероисповедания княжны. Софию всегда называли православной. При этом исследователи, которые придерживались иной точки зрения, говорят о том, что в письме Януша Радзивилла излагались иные обстоятельства. Этот документ обнародовали в 1848 году. В аннотации к бумаге говорилось, что жених дает своей будущей супруге разрешение на сохранение восточной веры.
В архиве Ходкевичей была найдена копия этого письма. В нем содержалась просьба выдать разрешение на брак в близкой степени родства. При этом упоминаний о вероисповедании там не было. Такие значительные отличия в тексте вынудили ученых предложить иную трактовку документа.
Исследователи привели письменные свидетельства того, что София Юрьевна была католичкой. Однако все эти бумаги были созданы от имени княжны ее опекунами, которые перешли в католицизм.
Чуть позже Криштоф Радзивилл гарантировал своим письмом, что его сын Януш не будет вынуждать невесту принять его вероисповедание – кальвинизм. Также он дал обещание содержать католического священника, которого девушка выберет в качестве своего духовника.
Остались также документы, которые регламентировали процедуру венчания и вероисповедание священнослужителя, проводившего обряд. Если верить этим бумагам, Янушу Радзивиллу требовалось привести с собой католического ксендза.
После 1 октября 1600 года не существует ни единой официальной бумаги, которая говорит о том, что София Слуцкая принадлежит к католической церкви. Тем не менее, некоторые из современников девушки считали ее католичкой. В частности, подтверждение этого можно найти в документах Симона Окольского.
Еще одним аргументом в пользу того, что София исповедовала католицизм, считается вера ее матери. Барбара Кишка была католичкой. К тому же существовала практика, согласно которой сыновей в смешанном браке крестили по вере отца, а дочерей – по вере матери.
Покровительство православным
Княгиня София Слуцкая прикладывала много усилий для развития православной церкви. В 1596 году в Речи Посполитой была провозглашена церковная уния с Римом. В тот период город Слуцк входил в состав государства. При этом княгиня стала защищать народ и православные святыни.
Местному населению удалось объединиться в Слуцкое Преображенское Братство. Его деятельность была направлена на поддержку православной религии. К тому же София смогла убедить своего супруга кальвиниста получить у польского короля грамоту. Согласно этому документу, нельзя было вынуждать подданных менять религию. Эти права города были подтверждены супругом Софии и после ее кончины.
За счет этого Слуцк остался одним населенным пунктом в государстве, который был независим от Рима. Совместно со своим супругом София также совершала много пожертвований и вела благотворительную деятельность. В архивных источниках по сей день можно найти грамоты супругов о финансировании храмов. На свои собственные деньги София возвела Покровский Храм. Он располагался на Мир-горе Язельского прихода. Также женщина сама вышивала ризы для священнослужителей и дарила их храмам.
В 1604 и 1608 году Януш и София столкнулись с чередой несчастий. В младенчестве скончался вначале их сын Николай, а затем – и дочь Екатерина. Это зафиксировали Лейбович и Котлубай.
Смерть
София умерла при родах. При этом ребенок тоже родился мертвым. На этот момент девушке было всего 26 лет. Это произошло 19 марта 1612 года в Омелево. Данный населенный пункт располагался неподалеку от Игумена. Богатые владения женщины отошли ее супругу в род Радзивиллов. Они включали 7 дворцов и крепостей, а также больше 30 сел.
Софию погребли в Замковой Свято-Троицкой церкви – неподалеку от могилы ее отца. Князь Януш тяжело переживал утрату супруги. Свидетельство об этом осталось в «Эпитафии», написанной близким другом вдовца, Соломоном Рысинским.
После смерти супруги Януш продолжал глубоко чтить традиции, которые завещала его благочестивая жена. Влияние супругов было таким значительным, что все Радзивиллы, которые становились князьями в Слуцке, обязывались сохранять православную веру в крае. И это даже несмотря на то, что правители сами оставались иноверцами.
Предки
София является последней из рода князей Копыльских и Слуцких, которые стали потомками великого князя Ольгерда. Ее отцом был Юрий Олелькович-Слуцкий, а матерью – Барбара Кишка.
Канонизация
Почти сразу после кончины Софию начали чтить простые люди. Ее называли святой покровительницей женщин, которые готовятся к материнству. Останки Софии оказались нетленными. При этом возле места ее погребения случались настоящие чудеса. В 1848 году крестный ход с останками Софии спас город от холеры.
Простые православные люди в течение многих веков сохраняют предания о защите Софии. Как она и предрекла, на Юрьевской улице города Слуцка не произошло ни единого пожара. После того как открыли останки святой, крестный ход с ними много раз спасал населенный пункт от распространения болезней и прочих бед. В восемнадцатом столетии иеромонах Маркиан составил книгу. Этот труд посвящался чудесам, которые совершает благоверная София Слуцкая.
Доказательства того, что святая прошла общецерковную канонизацию в более ранние сроки, отсутствуют. Однако в начале двадцатого века появилось немало источников, в которых Софию относили к лику местночтимых в Минской епархии. Если говорить о канонизации святой, необходимо отметить, что православные польские исследователи предполагают ее возможное причисление к лику святых еще при жизни Петра Могилы. В книге Трофимова «Святые жены Руси» говорится о дореволюционной канонизации святой Софии.
Православная церковь канонизировала Софию Слуцкую 3 апреля 1984 года. Благословение на это дал патриарх Пимен. В качестве основания для занесения княгини в Собор Белорусских святых и последующей канонизации стал рапорт Филарета. Он занимал должность митрополита Слуцкого и Минского. 3 февраля 2016 года установили общецерковное почитание Софии. Ее отнесли к категории широко почитаемых местночтимых святых.
Мощи и поклонение
Самый длительный период времени останки княгини находились в Слуцком Троицком монастыре. Довольно долго они располагались под алтарем Спасского храма монастыря. В 1904 году их переместили в зимнюю каплицу. Спустя восемь лет гроб перенесли в Свято-Троицкий храм, а именно – за правый клирос. Он располагался напротив придела, который получил название в честь мученицы Екатерины.
При этом на солее между гробницей с останками и иконостасом располагалась фамильная икона, которая принадлежала Слуцким князьям. Она была облечена в серебряную ризу и оформлена драгоценностями. В девятнадцатом-двадцатом веках этот образ называли местночтимым. Как говорит архимандрит Афанасий, образ Софии был весь покрыт вывесками, которые жертвовали богомольцы. Перед иконой по субботам на протяжении всего года проводился молебен Святой Деве Марии, которые соединялся с акафистом.
Возле гроба Софии располагался местный подсвечник, высота которого достигала аршина. Он предназначался для братской свечи весом до 2 пудов. На подсвечнике присутствовали лики ангелов. Он располагался на солее возле гроба.
Святую Софию и ее мощи почитали всегда. С самого начала 17 сентября по ней проводились панихиды. Они совершались ежегодно. Также имела место еще одна традиция. Святую во гробе облачали исключительно женщины. При этом обряде не мог находиться даже настоятель. Сбором денег на облачение занимались верующие прихожанки. Поблизости также располагались святые останки младенца Гавриила Заблудовского.
В 1930 году комиссия, в которую входили уполномоченные лица, провели так называемый осмотр останков Софии и Гавриила. При этом они вскрыли раку и составили протокол, к которому приложили выводы и снимки. В заключении признавалось, что тела специально не бальзамировались. При этом нетление она объяснила стандартным примером естественной мумификации трупа. Впоследствии останки княгини Софии перенаправили в Минск. Там они оказались в анатомическом музее Белорусского государственного университета.
В период оккупации белорусской столицы немцами подвижники переместили мощи Софии Слуцкой в Свято-Духов Собор, расположенный в белорусской столице. Скорее всего, с соответствующей просьбой обратился архимандрит Серафим, и оккупационные власти разрешили это. Примечательно, что в течение всей оккупации останки Софии оберегали, поскольку существовал риск их похищения немцами. При этом мощи княгини Слуцкой находились в подвале одного из минских домов. Лишь после окончания военных действий останки Софии опять оказались в Свято-Духовом Соборе.
Момент перемещения мощей считается довольно сложным. Очевидцы событий 1941 года говорят о том, что оккупационные власти согласились с просьбой вернуть останки княгини в церковь после их обнаружения в руинах белорусской столицы. В результате в чудом выстоявшем здании БГУ службы вермахта, проводившие осмотр, нашли останки святой. Патруль сообщил об этом причету Минского Свято-Духового Собора, который был на тот момент монастырским храмом. В настоящее время останки святой располагаются в Свято-Духовом кафедральном соборе белорусской столицы.
София Слуцкая считается одной из наиболее значимых и известных фигур в православной религии. Известно, что святая приложила много усилий для распространения веры в своем родном городе. Несмотря на то, что женщина умерла достаточно рано, она успела сделать очень многое для развития православия. Именно поэтому ее почитают по сей день. Известно, что женщины просят у Софии Слуцкой возможность ощутить радость материнства.