Житие и чудеса Варлаама Керетского, о чем просят святого и тексты молитв
На Русском Севере с XVII века почитают Варлаама Керетского. Будучи в чине священника он совершил нечаянное убийство жены. После совершения епитимьи стал праведным монахом-аскетом, посвятив остаток жизни покаянию перед Господом за тяжкий грех. Преступник своим глубоким раскаянием заслужил прощение и милость Бога, получив дар чудотворца после своей смерти.
Биография
Сведения о жизни преподобного Варлаама Керетского известны из канона, составленного монахом Соловецкой обители Сергием. Описанные факты стали основой последующих списков и устного рассказа о святом. Преподобный Варлаам Керетский родился в 1505 году в селе Кереть в семье помора. При крещении получил имя Василий.
Основным промыслом жителей поселения на берегу одноименной реки, впадающей в Белое море, были:
- солеварение;
- добыча слюды и изготовление из нее стекла;
- рыбная ловля.
Василий был отдан ребенком в скит близ Шуи, где его обучил грамоте преподобный Феодорит Кольский, ставший его духовником. Под влиянием Феодорита Василий решил стать священником, чтобы нести Слово Божие коренному населению (язычникам-лопарям) и русским поморам.
В 30 лет Василий женился, был рукоположен в диакона, а затем в иерея и получил приход в городе Кола на побережье реки Туломы. В этой местности случилось наваждение нечистого духа. Бес поселился на мысе и стал требовать жертвоприношений, грозя рыбакам бедствиями на море. Отец Василий изгнал беса, который пообещал ему отомстить.
Духовник отца Василия в 1540 году основал в Коле Троицкий монастырь и по его рекомендации Василий был переведен в родное село, в Свято-Георгиевский храм.
Убийство жены
Свое обещание лукавый исполнил в Керети. В каноне Сергия (Шелонина) описана трагедия, изменившая жизнь преподобного. По его повествованию, бес вселился в попадью, которая стала вести себя неподобающим для христианки образом. Отец Василий решил самолично изгнать беса из жены и во время обряда нанес ей смертельную рану, от которой женщина скончалась. Осознав свой поступок, отец Василий впал в глубокое отчаяние. Похоронив жену, он отправился к духовнику.
Епитимья
Преподобный Феодорит, настоятель Троицкого Усть-Кольского монастыря, наложил на отца Василия невыносимо тяжелую епитимью. Он должен был выкопать труп жены из земли и плавать с ним по морю от Керети до Колы и обратно, пока тело не истлеет. При этом Василий обязан был соблюдать строжайший пост. Раз в году, в Светлое Воскресенье ему разрешено было есть рыбу.
Вернувшись в Кереть, грешник выкопал тело жены, завернул его в парусину и положил в карбас (карбас – весельно-парусная лодка поморов, длиной 6-9 метров для помысла рыбы и перевозки людей и грузов). В продолжении трех лет он плавал по бурному морю, не пользуясь парусом, не переставая в слезах петь покаянные псалмы Давида.
Он греб на веслах днем и ночью, поражая поморов своим безостановочным плаванием. Все это время была ветреная погода. Высокие волны, туман требовали непомерных усилий от гребца. От постоянной работы на веслах у Василия образовался горб, а руки сильно огрубели. У норвежских рыбаков полуострова Варангер сохранилась пословица, которую они вспоминают, когда море укрывает туман, и поднимается сильная волна: «Русский поп жену привез».
Знамение о прощении греха
За три года тело истлело. Остался только скелет. Преподобный Варлаам решил узнать, простил ли Бог его грех. Для этого он решил преодолеть самый опасный участок морского пути вблизи Святого Мыса. Здесь проходит условная граница между Белым и Баренцовым морем, где сталкиваются два течения, образуя высокую зыбь. Другая опасность заключалась в водившихся в этих водах моллюсках, которых мореходы называли «сверлильщиками». Острые края раковин прошивали деревянную обшивку карбасов, выводя их из строя. Во избежание повреждений поморы волоком тащили лодки по суше.
Преподобный Варлаам перекрестился и направил лодку вокруг мыса, решив, что если Господь не простил его, то он погибнет в бурных волнах, в просверленном «морскими червями» суденышке. Плавание прошло благополучно. Но Варлаам хотел, чтобы плавание стало безопасным для всех мореходов. Святой помолился Богу и окропил море святой водой.
Его молитва была услышана. Моллюски бесследно исчезли в этих водах. Варлаам понял, что это чудо означает прощение.
Иноческий постриг и отшельничество
Вернувшись в родное село, Василий похоронил останки супруги и отправился в Печенгский монастырь, к игумену Трифону, где принял монашеский постриг с именем Варлаам. Преподобный удалился от мира, поселившись сначала в устье реки Кереть, а затем ушел на остров Чупской губы, где выстроил часовню. Подвиг аскета не остался незамеченным. В его пустынную обитель стали приходить за духовной помощью и исцелением местные народности этого края. Варлаам прожил (предположительно) до 1590 года. Его тело нашел и опознал односельчанин. Он принес останки святого в Кереть и похоронил на кладбище.
Чудеса
Почитание преподобного Варлаама началось с XVII века, когда имя святого прославилось чудесами на море.
Первое чудо случилось в Белом море. Сыну одного из поморов, десятилетнему Пете Буторину, приснился страшный сон. В это время он вместе с отцом был в море, куда тот его взял на рыбалку. Во сне их лодка попала в страшный шторм. Волны заливали суденышко, грозя пустить его на дно. Вдруг появился седовласый старец, который прикрыл карбас от ветра и волн, пока лодка не оказалась в тихой бухте.
Старец обернулся к Пете и сказал, что он спас их и назвал себя – «Варлаам из Керети». Спаситель повелел мальчику рассказать о своем сне людям. Петя так и сделал, но отец не придал значения его словам. Но вскоре случилось так, как было во сне. Лодка попала в шторм и начала тонуть. Неведомая сила выбросила ее с рыбаками на каменную отмель. Через 5 дней Варлаам снова явился к мальчику во сне и грозил побить его, если он не расскажет о видении и чуде.
Второе чудо – с купцами, плывшими по весне в Колу торговать. На их пути встретилось ледовое поле. Карбас зажало среди льдин, не давая плыть дальше. Одному из купцов, Евфимию Больнищеву, приснился старец, утешивший его и пообещавший, что они благополучно доплывут до Керети. После слов старец спустился с лодки и стал расталкивать льдины. Очнувшись от сновидения, Евфимий рассказал спутникам о старце, в котором поморы признали Варлаама.
В действительности они вдруг увидели чистую воду среди льдов. Попутный ветер вынес их в открытое море. Купцы приплыли в Кереть и рассказали о чудесном спасении. В благодарность за спасение над могилой святого Евфимий поставил часовню.
Третье, письменно зафиксированное чудо, произошло с поморами, когда они попали в шторм возле Святого Мыса. Ветром сломало мачту и унесло вместе с парусом и веслами. Люди беспомощно наблюдали, как их лодку носит по волнам. Так прошло несколько дней. Карбас все дальше удалялся от берега. Одному из поморов, Никифору, во сне явился Варлаам и ободрил, сообщив, что мачта, парус и весла находятся под днищем карбаса. Мореходы достали снасти из-под лодки и приступили к работе. Ночью Никифору снова явился святой, чтобы ободрить. На вопрос помора о себе, назвался Варлаамом из Керети. Мореходы были спасены.
Почитание и мощи
К началу XVIII века на Кольском полуострове сложилось почитание святого Варлаама, как защитника мореходов. Сложилась традиция: поморы, которым Варлаам помог в море избежать гибели, ставили на берегу крест, недалеко от места своего спасения.
Общецерковного признания нет до настоящего времени. Причина «прохладного» отношения РПЦ к повсеместно чтимому в Североморье Варлааму Керетскому – отношение к нему старообрядцев, считающих своим святым.
Нетленные мощи были обретены в 1725 году, затем утеряны и вновь освидетельствованы в 1857 году. В 1961 году они исчезли из гробницы и были обнаружены через 54 года в поселке Лоухи.
В XXI столетии в память о Варлааме на Беломорье возведена часовня, поклонный крест на Святом Носу, в Коле освящено кладбище. Его именем назван приход в городе Островном. Частицы мощей преподобного Варлаама Керетского хранятся в храме города Североморска.
О чем молятся святому
Жители Беломорья в своих молитвах просят святого Варлаама защитить во время штормов и ледоходов, а также от врагов.
Дни памяти
В 1903 году имя Варлаама Керетского было вписано в «Верный месяцеслов». День памяти как местночтимого святого в чине преподобного – 19 ноября (по новому стилю). Поминают преподобного Варлаама Керетского во время празднования Собора Карельских (3 июня) и Кольских (28 декабря) святых.
Кондак, Тропарь и Величание
Тропарь
Глас 1
Боже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, преподо́бне,/ мир оста́вил еси́, / жите́йскую печа́ль и всяк мяте́ж ми́ра сего́/ любве́ ра́ди Христо́вы со дерзнове́нием отве́ргл еси́, / ева́нгельски Христу́ после́довал еси́,/ и, Того́ яре́м взем, во всем во́ли Его́ повину́лся еси́,/ и весь ра́зум и се́рдце к Нему́ неукло́нно возложи́л еси́,/ Христа́ ра́ди те́ло свое́ изнуря́я посто́м и бде́нием, в моли́твах свои́х не усыпа́я,/ Бо́га ми́лостива творя́ и Пречи́стую Богоро́дицу Моле́бницу предлага́я,/ и сего́ ра́ди от Бо́га восприе́м власть и си́лу на сопроти́внаго врага́,/ не убоя́ся возду́шныя и морски́я тяготы́ и сту́дени, ниже́ уклони́ся,/ и морско́ю пучи́ною в ма́ле лади́ице по вода́м ше́ствие творя́,/ про́тив зе́льнаго обурева́ния пла́ваше,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́ем,/ и о́коло Свята́го Но́са непроходи́мый путь морски́й/ от ядови́таг о че́рвия/ благопрохо́ден челове́ком без вреда́ сотвори́л еси́ моли́твами свои́ми,/ и мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́,/ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ те́мже и по преставле́нии источа́еши чуде́с благода́ть/ и́же ве́рою приходя́щим к тебе́, Варлаа́ме, преблаже́нне о́тче наш,/ вопие́м ти: моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак
Глас 3
Все у́мное свое́ жела́ние к Бо́гу впери́в,/ и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́,/ и жите́йския молвы́ отри́нув,/ в моли́твах, и слеза́х, и злострада́ниих плоть свою́ изнуря́я, / до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́знем,/ и, победи́в я́, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом,/ и ны́не со А́нгелы Святе́й Тро́ице предстоя́,/ отню́ду же и Всеви́дящее о́ко, твоя́ труды́ ви́дев,/ да́ром чуде́с по преставле́нии обогати́ло тя есть,/ и́же тебе́ с ве́рою почита́ющим/ исцеле́ние подава́еши неви́димо/ и мо́лишися непреста́нно, сохраня́я оте́чество свое́ и лю́ди/ от враг ви́димых и неви́димых ненаве́тны,/ да вси тебе́ вопие́м: / преподо́бне о́тче наш Варлаа́ме,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Величание
Ублажаем Тя, преподобный отче Варлааме, и чтим святую память Твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва
О, преподо́бне о́тче наш Варлаа́ме, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Творцу́, Изба́вителю всех, И́же в Тро́ице Святе́й покланя́емому и́стинному Христу́, Бо́гу на́шему, помяни́ нас в моли́твах свои́х и всех нас моле́ния, Бо́гу возсыла́емая, приими́ и принеси́ хода́тайственне. Мо́лим тя, изба́ви нас от напа́стей, и на мо́ри зе́льнаго обурева́ния, и потопле́ния морска́го невреди́мы сохрани́, и от всех ви́димых и неви́димых враг ненаве́тны соблюди́, я́ко да твои́ми моли́твами, свя́те, согреше́ний на́ших оставле́ние полу́чим и ве́чных благ сподо́бимся благода́тию и человеколю́бием Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же сла́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.