Какие иконы называют житийными и история их появления, примеры образов

В Русской Православной церкви житийные иконы занимают особое место, которое можно определить, как просветительство и прославление. Начиная с XII века, этот вид иконописи получил распространение повсеместно во всех храмах. Сформировалась национальная особенность житийных изображений, отличная от первоначальных композиций: греческой и византийской.

Поиск молитв на все случаи жизни

Понятие житийной иконы в православии

Житийной иконой называют разновидность иконописной живописи, отличающейся более насыщенным содержанием. Название произошло от слова – «житие» (жизнь), что объясняет суть религиозного изображения. Изобразительное полотно разделено на несколько частей: средник и клеймы.

Средник – это центральная часть образа, на которой изображен действующий персонаж:

  • Иисус Христос;
  • Богородица;
  • святые.

Клейма – это малоформатные картины, окантовывающие средник по периметру. На клеймах отображены сюжеты из жизни главного действующего лица. Чтобы понять содержание сюжета святого образа, рассматривать клейма надо начинать с верхнего поля – слева-направо; боковые – чередуя композиции слева-направо; нижнее поле – слева-направо. Заключительная картина находится в нижнем правом углу. Сцены на клеймах также часто сопровождаются пояснительными надписями, чаще всего в виде цитат из жития.

Особенность таких икон заключается в том, что жизнь святых показана до и после кончины. На иконописном произведении иллюстрируются события из жития, деяния и чудеса при жизни и после смерти. Таким образом, святой на среднике изображен, как победитель испытаний, выпавших на его долю.

Житийная живопись, в отличие от монументальной, более конкретизирована. Имея большой формат, она отчасти замещала в храмах монументальные росписи. Сюжеты изображений брались как из канонических, так и апокрифических версий жизнеописаний. Иногда они объединялись на одном образе.

Согласно догмату иконопочитания, икона святого должна обязательно иметь надпись его имени, для установления идентичности изображения и прототипа. Отсюда следует появление поясняющих подписей под клеймами. На ранних образцах они лаконичны, на поздних – более информативны. Например, в одном и том же сюжете исцеления на раннем изображении – краткое пояснение, на позднем – могут быть указаны имя и болезнь исцеленного.

Святых в среднике изображали в рост (например, пророк Моисей, святой Иоанн Креститель) или по пояс (святой Николай Чудотворец, великомученик Пантелеймон).

житийная икона

История появления

Первые известные изображения, созданные византийскими иконописцами, датируются IX веком. Наибольший расцвет этого вида иконописи пришелся на XII-XIII века. Большинство образов было создано в этот период монастырскими живописцами в обители Святой Екатерины на Синае. Они имели большой формат и предназначались для украшения храмов или приделов, освященных в честь изображенных на них святых.

На древнюю Русь традиция жизнеописательной иконописи пришла с Византии в XII-XIII веках. Самый древний сохранившийся на территории России подобный образ пророка Илии находится в церкви села Выбуты (XIII век).

В древней Руси жизнеописательная иконопись была очень популярна. Русские иконописцы создали своеобразное направление национальной культуры. В русских композициях использовались сюжеты из Священного Писания, текстов Палеи Толковой (изложения ветхозаветных событий от сотворения мира до царствования Давида, отличающиеся от библейского толкования), рассказов о русских чудесах.

житийная икона

В конце XV-начале XVI веков московские живописцы, в первую очередь иконописец Дионисий, особенно развивали темы с прославлением русских святых. Такие иконы были выполнены для Успенского собора в Московском Кремле и для монастырей. Новаторство Дионисия выразилось в оформлении клейм: картины не имели четкого разграничения, изображаемые события были связаны логикой повествования, создавая единый фон.

В XVI веке было написано много житийных икон, прославляющих русских святых. Созданы житийные циклы русских святых, канонизированных в X-XI веках.

Если иконописец не располагал достаточными сведениями о жизни святого, то в сюжет клейм включали традиционные сюжеты:

  • Детство: рождение, крещение, обучение.
  • Служение: постриг, рукоположение.
  • Успение.
  • Обретение мощей и происходящие от них чудеса.

Со второй половины XVI века получили большое распространение иллюстрации к Житию Богородицы. Самые популярные персонажи иконописных композиций – Николай Чудотворец и пророк Илия. Для житийных изображений святого Николая Чудотворца использовались сведения посмертных чудес святителя, отдаленных по времени.

житийная икона

Примеры житийных икон

Житийная икона святого преподобного Сергия Радонежского содержит 8 клейм. Преподобный изображен в среднике ниже пояса, в монашеском одеянии. Правой рукой он благословляет, в левой держит свиток с общежительным монастырским уставом.

На клеймах описан жизненный путь святителя:

  • встреча со старцем;
  • посещение ангелов;
  • смерть родителей;
  • принятие пострига;
  • основание обители;
  • явление Божией Матери;
  • благословение князя Дмитрия Донского на битву с татарским ханом Мамаем;
  • вознесение души после кончины.

Житийная икона, выполненная в традиционной манере, датируется началом 2000-х.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector