Разъяснение таинства литургии и всенощного бдения, текст церковной службы

Верующим бывает не все понятно во время службы в храме. Но нельзя молиться Господу, не понимая происходящего. Православная вера глубоко символична: каждое слово и действие во время богослужения имеет особый смысл. Разъяснение сути всенощного бдения и литургии, основных церковных богослужений, поможет найти дорогу к Богу, преодолеть свои страсти, победить искушения.

Что такое и как проходит всенощное бдение в церкви

В XII-XIV веках был принят Иерусалимский устав, распространивший всенощное бдение на всех верующих в Христа, как соединение Вечерни и Утрени. В РПЦ порядок проведения служб в церквах определен в специальном документе (Типиконе), в том числе и во время Всенощной.

Обряд проводится перед церковными праздниками или знаменательными датами и состоит из 3-х частей:

  • Великой вечерни с общей молитвой и благословением хлебов;
  • праздничной/воскресной утрени;
  • первого часа.

Богослужение в церкви имеет драматургию, органично соединяющую проводимые священнослужителями действия. Содержание молитв, музыкальное сопровождение подготавливают дух православных к Божественной литургии.

Церковный перезвон в 6 часов вечера оповещает мирян о начале службы в церкви и призывает их присоединиться к молитвам Богу.

Вступлением, настраивающим верующих в церкви к богослужению, служит напоминание о сути православия: чтение священником «Символа веры» или 50-го псалма.

Великая вечерня

В богослужении повторяются ключевые моменты из Ветхого Завета и его суть: надежда на появление Христа, о которой еврейскому народу поведал пророк Моисей, благовидец Бога. Концепция этой части торжественного обряда в церкви заключается в благодарственных молитвах к Богу, с признанием своей греховности, и просьбы о милосердии.Начало Вечерни символично: священник окуривает фимиамом алтарь через открытые Царские ворота. Благоуханная жертва напоминает о Благодати в Раю, где находились Адам и Ева. Затем диакон произносит:

«Восстаните!», обращаясь к верующим в церкви. Священник, стоя перед алтарем, славит Святую Троицу. Хор поет: «Аминь» («да будет так»).

Священнослужители в алтаре пением призывают прихожан прийти, поклониться, после чего священник окуривает ладаном (совершает каждение) всю церковь в память о Духе Святом, который был участником сотворения мира.

СВЯТОЙ ОТЕЦ

Хор исполняет 103 псалом, посвященный сотворению Богом мира. Торжественное песнопение выражает восхищение результатом Творца. Мир духовный и земной являют собою чудо и послушны законам Божьим. Человек в Раю обрел гармонию между плотским естеством и духовной природой. Нарушение нравственного закона стало причиной потери блаженства и изгнания из Рая прародителей. Совершив преступное деяние, Адам и Ева лишились духовной связи с Богом. На алтаре закрываются Царские ворота, как Райские закрылись перед Адамом и Евой.

Холод и голод, физические и нравственные страдания привели их к раскаянию. Священник начинает молить Бога о прощении, к которому присоединяются все прихожане в церкви. Начинается Великая ектения (молитва о прощении всех православных). Молятся, примирившись в душе с ближними недоброжелателями, в умиротворенном состоянии, обращаясь к Богу с просьбой о поддержке веры, избавлении от греховных заблуждений (гнева, зависти), в нужде. Призывается Благодать Божья для верных детей Церкви, чтобы ввести их в Вечное Царство Славы. На каждое прошение хор откликается: «Господи, помилуй!». Диакон и прихожане в церкви при этом крестятся, повторяя про себя слова хора.

Священник начинает читать в алтаре 7 светильничных (тайных) молитв, в которых у Бога просят милости, просветления, любви к нему. Псалм 1-й «Блажен муж» (малая ектенья) повествует о праведниках, живших до появления Спасителя, о Сыне Божием. Пение каждого стиха заканчивается словами «Аллилуила» («Хвала Богу»). Стихиры (песнопения псалмов) «Господи, воззвах» исполняются по очереди правым и левым хорами. В них чередуется рассказ о событиях, описанных в Ветхом и Новом Завете, что свидетельствует об их преемственности. Основная мысль – осознание греховности людей, не выполнивших в полной мере Закон Божий, озвученный через пророка Моисея.

священник читает

Последний стихир относится к догматикам веры, Богородичен, посвящен прославлению Богородицы. В это время священник входит в алтарь с кадилом, чтобы принести молитвы восхваления, благодарности. Вслед за ним идут служители со свечами. Священник обращается к Богу с молитвенной просьбой уберечь души молящихся в церкви от сетей злобных демонов.

Вечерний ход – это драматическое воплощение сошествия Иисуса Христа на землю для спасения людей. Хор исполняет «Свете тихий», в котором поется о победе над сумраком, окутавшем ветхозаветный мир, и восходе благодатного дня, принесенного Сыном Божиим. Взойдя на алтарь, священник целует престол, что символизирует Воскрешение Иисуса Христа и явление его людям.

Хор исполняет прокимны (песни, исполняемые перед праздниками и рассветом). Царские врата закрываются. После этого священник приступает к чтению паримий (притч из Священного Писания), время от времени обращая внимание прихожан в церкви: «Премудрость! Вонмем!».

Во время Великой вечерни в церкви поют сугубые, просительные ектинии. Священник произносит литийные молитвы о помощи людям, в которых обращаются за ходатайством перед Богом к Богородице, апостолам, великомученикам, преподобным, покровителю храма. Нуждающимися Церковь считает больных, несчастных, бедных, тяжело работающих, с ослабленной верой в Бога.

Церковь молится за избавление человечества от бедствий (стихийных, техногенных, военных), просит помиловать грешников.  Хор усиливает молитвы пением. Исполнение 33 псалма завершает Великую вечерню и служит переходом к Утрени.

много людей

Каждение алтаря

Диакон: Востаните Господи благослови.

Священник: Слава Святей Приидите поклонимся (трижды)

Каждение всего храма.

Хор: Благослови душе моя Господа (псалом 103)

Закрываются царские врата

Светильничные молитвы (тайно читает священник).

Ектения великая: Миром Господу помолимся

Яко подобает Тебе… (возглас).

Пение 1-го антифона 1 кафизмы

Ектения малая: Паки и паки…

Яко Твоя держава…

Господи, воззвах и стихиры на Господи, воззвах. (Каждение всего храма).

И ныне. Богородичен догматик или стихира.

Отверзаются царские врата.

Вход с кадилом.

Свете Тихий

Прокимен.

Закрываются царские врата.

Паримии (если есть).

Ектения сугубая: Рцем вси…

Яко Милостив и Человеколюбец…

Сподоби, Господи…

Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву…

Яко Благ и Человеколюбец…

Лития (если есть).

Стихиры на стиховне. Ныне отпущаеши…Трисвятое…Отче наш…Яко Твое есть Царство

Отверзаются царские врата.

Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития)

Благословение хлебов (если была лития).

Буди Имя Господне…

Благословлю Господа…(Псалом 33), кончая словами:…не лишатся всякого блага

Благословение Господне на вас…

Аминь

Закрываются царские врата.

святой отец

Утреня

Во второй части всенощного бдения отражены истории из Нового Завета. Покаянное настроение Вечерни трансформируется в приподнятое. Первая песнь – «Песня ангелов» в честь Пресвятой Троицы при рождении Христа. Священник читает шестопсалмия, в которых отражены душевный настрой человека, радующегося милости Бога и осознающего свое несовершенство. Основная мысль псалмов – вера в милосердие Бога, прощение грехов, спасение от Ада.

Диакон поочередно провозглашает пришествие Спасителя. Псалмы рассказывают о жизни Иисуса Христа, его общении с учениками. Затем идет чтение кафизм (молитв, когда можно сесть). Псалмы являются основой богослужения, объединяя Ветхий и Новый Завет.

Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102, 142).

Утренние молитвы (священник читает тайно).

Ектения великая

Яко подобает Тебе всякая слава…

Бог Господь, и явися нам…

Тропари.

Кафизмы.

Малая ектения.

Отверзаются царские врата.

люд в храме

Полиелей

Торжественная часть Утрени, Полиелей, названная так из-за многочастных повторений «Яко в век милость Его». В церкви зажигаются все светильники, символизирующие Свет, излучаемый Богом. Начинается богослужение пением псалмов, восхваляющих Имя Господне, и заканчивается чтением Евангелия. Псалмы, именуемые степенны (постепенные), рассказывают о надежде на искупление, воскресшей вместе с Иисусом Христом, об очищении душ от греха Духом Святым. Открываются Царские Врата, церковь окуривается благовониями, что символизирует радостную весть о Воскресении Иисуса Христа.

После Евангелия в церкви поют: «Воскресение Христово видевшие…». Затем начинается пение канона, основной части Утрени. Произведение объединяет 9 торжественных песен в честь святых или праздника. Начальная строфа – ирмос («связь») объединяет в целое следующие строфы (тропари), определяя ритмичный и молитвенный строй.

В молитвенном воодушевлении звучит заключительная часть Утрени. Пробивающиеся лучи солнца побеждают тьму, символизируют Бога, источник Света. В радостно-приподнятой тональности священнослужители и хор поют молитвы Святой Троице, Богородице, святым. «Многая лета» исполняется высшим деятелям РПЦ, церковным священнослужителям, прихожанам и всем православным.

Хвалите Имя Господне…

Величание (если есть).

Каждение всего храма

На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися…

Ектения малая.

Яко благословися Имя Твое…

Степенны (антифоны).

Вынос Евангелия.

Прокимен.

Чтение Евангелия.

На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевше…

50-й псалом

Слава. Молитвами Апостолов…

И ныне. Молитвами Богородицы…

Помилуй , мя Боже…(1-й стих 50-го псалма)

Стихира (праздника или воскресная)

Спаси, Боже, люди Твоя…

Милостию и щедротам…

Закрываются царские врата

Канон

После 3-й песни канона малая ектения

Яко Ты еси Бог наш…

После 6-й песни канона малая ектения

Ты бо еси Царь мира…

По 8-й песни канона: Богородицу и МатерьСвета песньми возвеличим.

Каждение всего храма.

Величит душа Моя Господа…

По 9-й песни канона малая ектения

Яко Тя хвалят вся Силы небесныя…

Эксапостиларий (светилен).

Всякое дыхание…

Стихиры на хвалитех.

И ныне. Богородичен

Отверзаются царские врата.

Слава Тебе, показавшему нам свет.

Славословие великое.

Тропарь отпустительный и Богородичен

Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже…

Яко Милостив и Человеколюбец…

Ектениия просительная: Исполним утреннюю молитву..

Яко Бог милости и щедрот..

Премудрость. Благослави. Сый благословен.

Утверди, Боже..

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Честнейшую Херувим…

Слава тебе, Христе Боже… Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.

Отпуст великий.

Многолетие.

Царские ворота закрываются.

Чтение 1-го часа.

святая церковь

Как проходит Божественная литургия с объяснениями

Обряд совершается священником со всеми присутствующими в церкви. Православное богослужение было установлено Иисусом Христом за день до своей смерти. На Тайной вечере он дал из своих рук апостолам хлеба и вина, завещав им в воспоминание о нем до скончания веков выполнять этот обряд: «Кто ест мое Тело и пьет мою Кровь, пребывает во мне, а Я в нем».

Эта часть всенощной погружает верующих в церкви в атмосферу Тайной вечери. Во время службы в символических действиях и образах они должны почувствовать присутствие Святого Духа. Святой Дух, а не земной человек, совершает великое Таинство в церкви. Порядок чтения и пения молитв был учрежден 16 веков назад. Автором первой литургии был святой Василий Великий. Иоанн Златоуст сократил продолжительность богослужения.

Иоанна Златоуста

Торжественный обряд начинается после чтения часов, являющихся частью суточного богослужения в церкви. Он подразделяется на Проскомидию, Литургию оглашенных и верных. Оглашенными у ранних христиан называли людей верующих, но не принявших крещение. Верными – крещеных в христианскую веру, не отлученных от Причастия. Символическое разделение сохранилось до настоящего времени.

Подготовка в церкви к таинству (Причастию) начинается с символического воссоздания образа Иисуса Христа и Церкви и момента его рождения. Для этого священник использует 5 особых круглых хлебов (просфор), выпеченных из 2-х половинок (символ соединения в Христе человеческого и божественного).

Из самой большой просфоры с крестом священник вырезает кубик, символизирующий Агнеца (Иисуса Христа), и кладет в центр круглого блюда на подножке (дискос). Из второй священник берет один кусочек в память о Божьей Матери, из третьей – 9, в поминовение святых, из четвертой – два, за здравствующих прихожан, из пятой – за умерших.

Из самой большой просфоры с крестом священник вырезает кубик,

Кусочки просфор выкладываются в особом порядке. Сюда же добавляют части хлебов, принесенных прихожанами. В священном сосуде смешивается «кровь Христова» (вино, употребляемое в церковных службах) с водой, как напоминание о кровавой ране распятого Иисуса Христа. Все приношения священник накрывает полотнами, расшитыми звездами, символизирующими небесный свод.

В молитвенном обращении к Богу священник просит его принять дары. В церкви молятся за здравие и упокой православных, упомянутых в записках. Начало службы оглашенных. Священник после обращения дьякона о благословении возносит молитвенную хвалу Царству Божиему. На что откликается хор: «Аминь».

Во время этой части обряда служба чередуется чтением ектений, хоровым исполнением псалмов. Первой звучит великая ектения. Содержание молитвы – призыв к прихожанам в церкви к умиротворению (душевному спокойствию): нельзя приобщиться духовно к Божественной сути, когда в душе бушуют страсти. Здесь же содержится просьба о милости к православной церкви и прихожанам.

Хор певчих поет псалмы, в которых описывается жизненный путь Христа до его крестного хода на Голгофу. В песенной форме излагается основное положение о сущности Христа: Богочеловеке и человеке в Боге. В хоровом исполнении верующие слушают заповеди, исполнение которых откроет дорогу в Царство Небесное. Звучат малые ектении, напоминающие верующим в церкви о борьбе со своими страстями для принятия истин Божественных, содержащие просьбы о прощении грехов.

Священнослужители совершают малый вход на алтарь. В символической форме изображается начало проповеднической жизни Иисуса Христа. Горящая свеча в руках дьякона – Иоанн Креститель. Выдержки текстов из собраний апостолов и Евангелия – вероучение. Каждый жест и слово священника наполнены смыслом. Перед чтением священник произносит, а за ним хор поет Трисвятую молитву. Священник занимает место на амвоне. Дьякон призывает верующих в церкви во время произнесения апостольских наставлений и евангельских проповедей сосредоточить свое внимание и проникнуться их содержанием.

Завершается служба для некрещеных сугубой ектенией: просьбой прихожан  о даровании здоровья и успокоении. Традиционно озвучивается, что в церкви должны остаться крещеные в православие. Служба продолжается для верных.

Священнослужители совершают малый вход на алтарь.

Обряд заключается в последовательном совершении священнодействий:

  • перемещения дискоса с кусочками хлебцев, сосуда с вином на алтарь;
  • их освящения (Евхаристии);
  • подготовке присутствующих к таинству;
  • Причастии верующих;
  • благодарственных обращениях за причащение и получение благословления, чтобы покинуть храм.

Во время переноса священником даров открываются Царские ворота, хор исполняет «Песню херувимов», главный смысл которой – восхваление Господа. Священнослужители поднимаются на алтарь, что означает Великий вход. Великий вход – это символичное изображение дороги Христа на казнь, Воскресения, Вознесения на Небо, встречи с апостолами. Закрытие Царских ворот означает наступление смерти. Священник в просительной ектении умоляет Бога очистить от грехов присутствующих прихожан, чтобы они могли увидеть освящение Даров. Верующие участвуют в богослужении, исполняя «Символ веры», «Отче наш».

После «Символа веры» наступает таинство Причащения. Смысл Причастия – прощение обид ближним и жертва Богу в виде бескровных даров.

Освящение просфор и вина, то есть превращение в Плоть и Кровь Христа, происходит после молитвенного обращения священника к Святому Духу. После Евхаристии священнослужители и хор в благодарственных молитвах вспоминают святых, Богородицу. Прихожане мысленно молятся о живых и умерших православных близких.

Священник делит Агнеца на 4 части:

  • «IC» предназначен для жертвы Богу;
  • «XC» – для причащения служителей храма;
  • «NI», «КА» – для исповедовавшихся православных.

Священник делит Агнеца на 4 части:

Первыми в церкви получают Причастие священник и дьякон. Под пение запричастного канона открываются Царские врата. Выходит священник со священным сосудом и молитвой. К нему поочередно подходят верующие. После Причащения им дают запить вином, разбавленным горячей водой. Затем служитель поднимается на алтарь и, читая молитву, опускает в сосуд частички хлебцев, предназначенные для поминания здоровых и умерших православных. Завершается служение Отпустом, после которого прихожане целуют крест у священника и покидают церковь.

Великая ектения

Диакон: Миром  Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.

О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше  сами себе и друг друга  и весь живот  наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Малая ектения

Диакон: Паки и паки  миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Великая ектения

Василия Великого

Литургия Василия Великого служится в первые 5 воскресений Великого поста, в Страстной четверг и Страстную субботу. Богослужение длится дольше: тексты молитв длиннее, мелодии протяжнее. Вместо радостной «Песни херувимов», хор исполняет «… Вечери Твоея тайныи…», «…Да молчит всякая плоть…».

Преждеосвященных

Литургия Преждеосвященных Даров – богослужение в дни, когда полагается поститься:

  • в среду;
  • пятницу;
  • всех дней Великого Поста.

Богослужение начинается Великой вечерней. После чтения 103 псалма и провозглашения великой ектении начинается Полная литургия.

Значение служб в православии

Всенощное богослужение ведется с самого основания Церкви. Столетия гонения на христиан стали причиной ночных молитв. Иисус Христос и апостолы возносили молитвенные обращения с заходом солнца, чтобы никто и ничто не мешало соединиться с Богом. Литургия – главная церковная служба, назначение которой – единение с Богом, принятие святости после исповеди через Евхаристию, Святые Дары (Тела и Крови Христова).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий