Значение Крещенского сочельника и традиции празднования, 3 текста молитв

Через 12 дней от Рождества Христова христиане отмечают праздник Богоявления (Крещения Иисуса Христа). Ему предшествует Навечерие, предпразднство, получившее в народе название сочельника. Во время Крещенского сочельника православным верующим полагается придерживаться поста. Основной продукт питания в этот день – пшенично-медовое варево (сочиво).

Поиск молитв на все случаи жизни

Крещенский сочельник в православии

Две тысячи лет тому назад случилось знаменательное событие, ставшее краеугольным камнем христианского вероисповедания. В Евангелии от Матфея описано Крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Иоанн Креститель стал свидетелем сошествия на Иисуса Святого Духа в виде голубя и гласа Господня, подтверждающего, что это его Сын. Поэтому праздник Крещения имеет второе название – Богоявление.

Православная церковь празднует этот день 19 января (по новому стилю). До V века Рождество и Богоявление отмечались христианами в один день: 6 января (по старому стилю). С переносом Рождества Христова в V веке на 25 декабря, изменилась и дата празднования Богоявления.

18 января – предпраздничный день, в церковной традиции называемый Навечерием Крещения Господня (Навечерием Богоявления). В просторечии праздник называют сочельником по названию постного блюда (сочива), которое полагается употреблять в этот день в пищу. (Сочиво, или кутья – это рассыпчатая каша, приготовленная из пшеницы/риса с добавлением меда и сушеного винограда).

Иерусалимский устав от XI-XII века установил проводить два раза в году Великое водоосвящение: в сочельник и в день Крещения. Торжественность обряда объясняется значимостью для христиан евангельского события: это первый прообраз таинства омовения грехов и освящение воды погружением в нее плоти Бога.

Обряд совершается во время молебна: под чтение молитв и песнопения священник трижды опускает крест в сосуд с водой, установленный в храме. По окончании богослужения присутствующие в храме могут взять святой воды себе домой. После литургии совершается Крестный ход к природному водному источнику («ход на Иордань»). Так же, как и в церкви, под торжественные песнопения, крест трижды опускается в реку/озеро/пруд.

Крещенская вода называется «агиасмой» (что означает в переводе с греческого «святыня»). Божественная суть наделяет святую воду особыми свойствами. Церковную святыню следует хранить рядом с иконой. В течение года агиасму употребляют во время болезни, для окропления жилища. Чтобы увеличить количество святой воды, достаточно развести в обычной воде.

Для профилактики болезни пьют натощак, с небольшим кусочком просфоры. Во время болезни – 3-4 раза в день. Полагается мысленно прочесть при этом молитву:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

крещенский сочельник икона

Как соблюдать однодневный пост

В период от Рождества до Навечерия (от «звезды до воды») сложилась традиция отмечать 12 праздничных святых дней (святок). Святочные дни не предполагают поста, но, в связи со значением события, Церковь установила на 18 января однодневный строгий пост. 18 января нельзя принимать пищу до полудня, пока на молебне не освятят воду в храме. Дома пробуют Богоявленскую воду, после чего едят «голодную» кутью.

Кутью/сочиво варят из пшеницы/риса и меда с приправой из изюма и других сухофруктов. Другие варианты постной еды – постные пироги, каши без молока, яиц, масла. Исключение в диете, когда Крещенский сочельник приходится на воскресенье. В этом случае разрешено употреблять растительное масло. На следующий день, 19 января, стол должен быть праздничным, с обильным угощением.

крещенский сочельник икона

Православные традиции на этот день

18-19 января вся вода становится святой. В эти дни принято окунаться в прорубь. Омовение длится не более минуты. Необходимо три раза окунуться с головой в воду, произнося при каждом погружении следующие слова:

  • Во имя Отца…
  • И Сына…
  • И Святого Духа.

В Крещенский сочельник не полагается шумных увеселений. Желательно присутствие на богослужении. Святой водой окропляли жилье, хозяйственные постройки, домашних животных и птицу, чтобы изгнать нечистых духов. Примечали, какая погода была в сочельник, чтобы прогнозировать урожай и приплод у скота.

Вечер и ночь Крещенского сочельника завершали неделю святочных гаданий. Существовало поверье, что именно в эти часы духи помогают заглянуть в будущее. Больше всех эти гадания интересовали незамужних девушек, желавших узнать имя жениха, дату свадьбы. Собирались компаниями, чтобы загадать, кому в этом году будет сопутствовать удача.

В деревнях и селах последний день ходили ряженые. Снег сочельника считался целебным. Девушки умывались снеговой водой, чтобы быть белолицыми и румяными.

Собранный в сочельник снег сохраняли, чтобы добавлять в корм домашнему скоту, лечить судороги и онемение в ногах.

Главная примета Крещенского сочельника – увидеть «Крещение Господне». Ставили чашу с водой. Если в полночь вода колыхнулась, то надо было бежать из дома, чтобы увидеть «открытые Небеса» и успеть загадать желание, которое обязательно исполнится.

крещенский сочельник икона

Молитвы в Навечерие Богоявления

Во время церковного богослужения в Крещенский сочельник многократно повторяются тропарь, кондак и ин кондак. Во время Великого водосвятия священник читает тропарь.

Тропарь

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.

Кондак

Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.

Ин кондак

Всех, Христе́, Благоутро́бне, отъе́мляй прегреше́ний мно́жество/ ми́лости ра́ди безме́рныя,/ Иорда́нскими вода́ми крести́тися гряде́ши, я́ко Челове́к,/ оде́ждею мя одева́я,// сла́вы дре́вния обнаже́нна лю́те.

крещенский сочельник икона

Иконография

Иконография празднования Крещения Господня сложилась в V-VII веках на основании евангелистского повествования апостола Матфея. Сложившийся канон остается неизменным до настоящего времени.

На иконе верующие видят:

  • Иоанна Крестителя;
  • Иисуса Христа;
  • ангелов;
  • небесную полусферу;
  • белого голубя.

Иисус Христос изображается стоящим в реке Иордан, в накидке, закрывающей тело ниже пояса. Фигура Иисуса отображена в движении, что символизирует его выход из Иордана для проповеди заветов.

Слева от Иисуса Христа, на берегу реки, верующие видят Иоанна Крестителя, правая рука которого касается Спасителя, означая таинство Крещения. Справа иконописцы изображают свидетелей Богоявления – ангелов. Два ангела развернули ткань, чтобы осушить тело Иисуса.

На образе символично указана Пресвятая Троица: небосвод с тройным лучом – Бог-Отец, белый голубь, опускающийся на Иисуса Христа, – Святой Дух, и Иисус – Сын Бога.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector