История празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи, суеверия и традиции
Иоанн Предтеча – знаковая фигура русского православия. Христиане празднуют несколько дат, связанных с Иоанном Предтечей, одна из них – Усекновение главы. Праздник относится к категории общецерковных торжеств великой значимости. Дата почитания не может быть переходящей, поэтому все мероприятия по поминовению планируют заранее. Усекновение относится к Великим праздникам, но при этом не входит в список двунадесятых дат, признанных Православной церковью.
История праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи
Возникновение дня поминовения напрямую связано с личностью Иоанна Предтечи. Эта фигура, безусловно, является одной из самых значимых, которые упоминаются при описании земной жизни Иисуса Спасителя.
Иоанн Предтеча – предвестник появления Мессии, его глашатай. Иисус говорил о нем как об ангеле, преданном друге и святом приверженце учения Божьего.
История начинается с явления архангела Гавриила бездетному старцу Захарии, который был священнослужителем во времена правления царя Ирода. После очередного мероприятия Гавриил появляется перед Захарией и сообщает ему, что он скоро родит сына. Захария начинает сомневаться в этом, ведь они с женой уже отчаялись иметь детей, этому препятствует преклонный возраст супругов. Гавриил во гневе насылает на Захарию немоту, объявляя, что голос вернется, когда родится сын.
Елисавета, жена Захарии узнает, что ждет ребенка, но стыдится своего преклонного возраста и долго скрывает это. Наконец, сын рождается. Елисавета сообщает, что его будут звать Иоанном. Отступление от семейных традиций многими родственниками воспринимается с опаской. Но желание назвать сына Иоанном подтверждает Захария, который обретает голос.
Ирод, который мечтает избавиться от грядущего спасителя, отправляет к дому Захария убийц, но мать успевает забрать сына и уйти с ним в пустыню. Захария умирает от рук палачей, Елисавета спасает сына, но через 40 дней после гибели мужа умирает сама. Так начинается история странствований и скитаний Иоанна Предтечи.
Долгое время Креститель Господа проживал в пустыне, он молился и читал проповеди. В день 30-летия к нему явился Господь и велел рассказать людям о пришествии Спасителя.
Иоанн покинул пустыню и отправился к иудеям. Там он заявил о рождении Мессии и начал прославлять его еще при жизни. После многочисленных приключений, знакомства с Иисусом, его крещения в реке Иордан Иоанн был казнен палачами царя Ирода Антипа Великого.
Дело в том, что Иоанн открыто заявил о нарушении царем одной из семи заповедей. Предтеча рассказал, что Ирод оставил свою законную жену и начал сожительствовать с женой своего брата. Тем самым он преступил правило непрелюбодеяния. Иродиада, с которой жил Ирод, потребовала посадить Иоанна в темницу. Царь послушал любовницу. Предтеча был брошен в темницу. Там он находился целый год. К стенам его темницы приходил народ, Иоанн читал проповеди, много разговаривал с людьми, которые преданно любили его за нрав и простоту.
На праздновании дня рождения Ирода случилось непоправимое. Дочь Иродиады, Саломея, исполнила искусный танец, чем очень угодила царю. Он приказал ей просить, о чем хочет. По наущению матери, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя на блюде.
Ирод не хотел убивать Предтечу, так как знал о любви народа к нему, но ему пришлось сдержать обещание. Палачи отсекли голову, уложили на блюдо, отдали его Саломее. Дочь преподнесла блюдо матери с низким поклоном.
Иродиада, будучи мстительной и злобной, исколола язык святого острыми прутьями, затем вонзила в голову кинжал. Она боялась, что святой сможет воскреснуть и отомстить ей, поэтому самостоятельно захоронила голову подальше от тела. С этим связаны трудности с обретением головы Предтечи.
Ирод, Саломея и Иродиада были наказаны за свои грехи при земной жизни. Согласно церковным учениям, после смерти они отправились отбывать адское наказание. Смерти всех участников событий были страшными. Например, Саломея умерла, когда переходила реку и провалилась под лед. Толстые слои льда сжали ее тело тисками. Со стороны у многих, кто видел ее мертвое тело, складывалось впечатление, что Саломея танцует.
Первое обретение головы датировано IV веком, третье и последнее записывают на IX век. После соединения главы с телом и получения нерукотворного образа началось традиционное почитание всех событий, связанных с жизнью и смертью Иоанна Крестителя.
Значение праздника для православных
Усекновение главы относится к категории нескольких праздников, связанных с именем Иоанна Предтечи. Христиане традиционно поминают Рождество Иоанна, три Обретения главы, Собор и Крещение.
Для русского православия эта дата означает предвестие пришествия Иисуса, наступление лучшего будущего. По церковным писаниям, личность Предтечи неотделима от фигуры Иисуса Христа. Этот образ стоит особняком на арене христианства, он являет собой пример трагичной и величественной судьбы. Предтеча постоянно говорит о следовании традициям, о покорности судьбе и смиренном покаянии.
Как нужно проводить этот день
День Усекновения приходится на 11 сентября. Во время праздника категорически запрещено употреблять мясо, рыбу, молочные продукты. Отказ от чревоугодия – это обязательный атрибут поминовения. Священнослужители комментируют это правило, как отказ от пищи в знак неуважения Ирода, поднявшего меч над головой Иоанна.
Эти требования установлены священными отцами первых церковных времен. Заповеди о воздержании во время поминовения Усекновения описаны иерусалимскими уставами Саввы Освященного.
Распространенные суеверия
Праздник имеет многовековую историю, поэтому многие традиции переплетаются с языческими обычаями. Например, Рождество Иоанна Предтечи приходится на языческий праздник Ивана Купала. Так, с празднованием Усекновения связано много суеверий:
- Беларусь. Нельзя есть ничего круглого, ставить нас стол круглые блюда. Во время трапезы нельзя использовать вилки или ножи. Суеверие заключается в том, что, по преданию, голова святого на протяжении года прирастает обратно к телу, но, когда люди начинают использовать столовые приборы, вновь отпадает.
- Южные славяне. Нельзя есть или пить что-то красное, так как это кровь святого Иоанна.
- Восточные славяне. Категорически запрещено держать в доме мясо во время Усекновения. Это связано с тем, что древние язычники верили: мясо означает казни и убийства.
Суеверия не имеют никакого отношения к церковным традициям. Единственное, чего требует церковь – это соблюдение строжайшего поста.
Народные православные традиции на день Усекновения главы Иоанна Предтечи
Народное название Усекновения – Полетовщик или Полеток. День поминовения называли началом осени, многие добавляли, что отсюда берет начало так называемое «бабье лето». Народные гуляния и хороводы во время Полетовщика были категорически запрещены, так как могли быть восприняты как потворство деяниям Ирода.
Иконография
Существование Иоанна Предтечи как одной из самых значимых фигур, присутствующих при земной жизни Христа, подвигли иконописцев на создание разнообразных сюжетов.
Историки выделяют 2 основных вида изображений. Иконы изображают сам момент преступления, когда палачи отрубают голову Иоанна. Это достаточно мрачные холсты, где изображена отлетающая голова, а также кровь, хлынувшая из тела. Основные оттенки полотен – багровый, черный золотой и коричневый.
На одной из самых известных икон верхняя часть холста украшена изображением Иисуса Христа, который взирает на преступление и складывает руки в благословляющем жесте. Центральная часть верхнего поля содержит надпись, которая гласит, что происходит усекновение головы.
Второй сюжет – это изображение мертвой головы Предтечи. Она покоится на блюде, застеленном белой тканью. Преобладающие оттенки икон – белый, синий, темно-коричневый. Лик святого бледен, глаза закрыты. Самые темные пятна на иконе – волосы и борода Иоанна. Подложка под головой – темно-красная, за центральным изображением иконописцы рисуют штору лазоревого оттенка. Над головой сделана надпись: «Глава св. Иоанна Крестителя».
Трагическому событию посвящено немало картин. Многие из них изображают Саломею, которая танцевала перед праведником. Другие рисуют момент преступления, когда над Крестителем заносится меч или нож.