Что такое начало индикта и празднование церковного новолетия, традиции
Люди придумали календарь, чтобы ориентироваться во времени. Каждый народ в разные периоды времени изобретал свое летоисчисление. В настоящее время большая часть человечества пользуется христианским календарем, ведущим отсчет от Рождества Христова. В православии дата празднования нового года не совпадает с гражданским числом: она приходится на середину сентября. Полное название церковного новолетия – «Начало индикта, еже есть новаго лета».
Понятие индикта в православии
В церковном календаре есть праздничная дата под названием «начало индикта». В переводе с греческого «начало индикта» означает «новогодие», что по-русски понимается, как «новый год». На церковно-славянском языке синонимом является «новолетие». Это слово имеет латинские корни. В IV веке «indico» – это «назначение цены». Трансформация понятия произошла в VI веке.
В Римской империи под индиктом понимали часть налогового периода, который назывался индиктион. «Начало индикта» означало первый день отсчета нового индикта. Дата начала и длительность периода были произвольные. До 462 года индиктион длился 15 лет (индикт был равен 1/15 индиктиона). В Восточной части Римской империи (в Византии) значение слова изменилось и стало означать год, соответственно «новый индикт» – «новый год». Восточная христианская церковь включила «новолетие» в перечень религиозных праздников.
По свидетельству Священного Предания, Отцы Церкви сделали это в благодарность императору Константину, отменившему гонение на христиан. Кроме этого, Первый Вселенский Собор включил в церковный календарь Великий Индиктион. Великий Индиктион равен 532 годам и означает пасхальный цикл, то есть цикличность христианского календаря.
Когда отмечают церковное новолетие
До 462 года начало индикта приходилось на 23 августа. В 462 году дата была перенесена на 1 сентября. В 537 году на всей территории Римской империи 1 сентября стало обязательным для исчисления индикта по годам: первый индикт, второй индикт… На Руси празднование церковного новолетия началось с X века. При этом гражданский новый год с 1363 по 1491 год отмечался 1 марта. С 1492 года гражданский календарь также стал вести отсчет с 1 сентября.
В 1700 году Петр I изменил гражданский календарь: датой начала следующего года стало 1 января. Церковное летоисчисление сохранилось. Как и прежде, 1 сентября в православных храмах проходили торжественные службы в честь Новолетия. С переходом на григорианский календарь празднование сместилось на 2 недели – на 14 сентября. Первый праздник в церковном году наступает 21 сентября (Рождество Богородицы), последний – 28 августа (Успение Богородицы).
Богослужения в церковный новый год
На богослужении 14 сентября вспоминают проповедь Иисуса Христа в Назарете, где он сказал, что пришел исцелять несчастных. Православные верующие молятся Господу о даровании благословения на будущий год.
В Церковном Уставе (Типиконе) определен обязательный порядок праздничного богослужения:
- Исполнение песнопений: стихир, тропарей, кондака, канона.
- Чтение Евангелия, Деяния святых апостолов, фрагментов из Библии.
По степени торжественности Новолетие в православии относится к полиелейным праздникам. (В Типиконе «полиелей» поясняется, как многомилостивость или наивысшая торжественность). На праздничной утрене, перед началом канона, под пение псалмов из Царских Врат выходят священнослужители в праздничных одеяниях.
14 сентября на богослужении вспоминают Симеона Столпника, его мать Марфу, мученика диакона Аммуна и его учениц.
В предпраздновании, на Великой Вечере читаются выдержки из книги пророка Исайи, которые Иисус Христос прочитал перед молящимися в синагоге города Назарета.
Слова из его пророчества «…нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити всех плачущыя» (время, когда Господь покажет свою милость и утешит плачущих) Православная церковь относит к Новолетию. В подтверждение этого есть иконография «Новолетие», где Иисус Христос изображен в синагоге Назарета, читающим пророчества Исайи.
Традиции праздника
Празднование нового года в России 1 сентября до 1700 года сопровождалось торжественным молебном в присутствии великого князя, народным весельем и развлечениями. С переходом гражданского новогоднего празднования на 1 января торжественный молебен в присутствии царской особы служить перестали.
Народное сознание объединило церковное новогодие и память о Симеоне Столпнике в название праздника «день Семена Летопроводца» (Семенов день). Семен (Симеон) преобразился таким образом в сопровождающего новый год («год» тождественен по смыслу слову «лето»). По народной традиции, этот день считался самым удачным для новоселья.
Время от Семенова дня до Рождества Богородицы называют «бабьим летом»: Семен лето провожает. Существовала традиция в этот день хоронить мух и тараканов: чтобы мухи не кусались, тараканы не водились.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос: «Почему датой нового года на Руси после крещения до 1363 года было 1 марта?»
Ответ: «Раннехристианские богословы определили, что, согласно Ветхому Завету, Бог закончил Сотворение мира 1 марта, в пятницу (шестой день)».
Вопрос: «Насколько важна дата празднования нового года?»
Ответ: «Летоисчисление носит условный характер. В разные периоды времени люди выбирали день и месяц для отсчета временных отрезков в зависимости от религиозных воззрений, природных факторов. Например, в древнеегипетском календаре отсчет начинался 19 июля, день «восхода» звезды Сириус и начало разлива Нила. Китайский Новый год или Праздник весны определяется по лунным фазам в промежутке между 21 декабря и 21 февраля. Происхождение празднования связано с древними мифами».
Вопрос: «Надо ли церковное новолетие отмечать, как новый год, в домашних условиях?»
Ответ: «Православная церковь не возбраняет верующим придерживаться гражданских традиционных праздников. Но не следует использовать религиозное празднование, как повод для застолий».