Разновидности великих отпустов и когда произносятся, церковные правила

Православные богослужения состоят из нескольких частей, регламентируемых Типиконом. Священнослужитель обязательно в конце службы благословляет именем Божьим молившихся прихожан, после чего они могут покинуть храм. Эти краткие молитвы (отпусты) отличаются содержанием, так как предназначены для определенных случаев. Различают праздничные, малые и великие отпусты.

Поиск молитв на все случаи жизни

Отпуст у православных

Каждое православное богослужение заканчивается отпустом. В краткой иерейской молитве содержится прославление и упоминание празднования в этот день религиозного события или святого лица. В конце отпуста священник желает мира и благословляет молившихся целованием руки или креста. Традиция чтения отпуста зародилась во II веке, ее основоположником считают святого мученика Марциала.

Богословы придают заключительной молитве идейное значение. Он сравнивается с ночной борьбой ветхозаветного Иакова с Богом, после которой просил у Бога благословения. Эта борьба и благословение изменили хитрого и лукавого Иакова, имя которого стало после этого Израиль. Так и верующие после усердных молитв Господу не должны покидать храм, не получив благословения Божия в виде отпуста. Для них это также важно, как и для Иакова. Благословение устами священника от имени Бога означает духовное очищение и приближение к Господу.

Напутственное моление совершается иереем, когда он стоит в Царских Вратах лицом к пастве.

В православии используют несколько типовых отпустов:

  • Малый. Произносится малой вечерне, повечерии, полунощнице, часах: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
  • Великий (дневной). На вседневной и великой вечерне, утрене, литургии читают: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол (…), преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
  • Праздничные. На двунадесятые праздники и в воскресенье читают в зависимости от праздника. Например, на Рождество: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…». На Троицу: «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…». В воскресенье: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» Подразделяются на полные и краткие.
  • Страстные. Напоминают праздничные. В каждый день Страстной седмицы вспоминают соответствующий день земной жизни Иисуса Христа. Например, в Страстную пятницу: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…». В Страстную субботу читают великий отпуст.

Великий и праздничный отпусты заканчиваются пением хора «Многая лета» Патриарху Московскому и всея Руси, митрополиту/архиепископу, клирикам храма и всем православным христианам.

великий отпуст

Отпуст у католиков

В 1962 году в Католической церкви произошла литургическая реформа, получившая название Novus Ordo. Одним из положений II Ватиканского собора была фактически отмена мессы на латыни. В 2007 году Папа своим указом разрешил вновь вести литургию на латыни и служить Традиционную мессу по римскому обряду (то есть полностью на латыни).

Отпуст в католическом храме может совершаться либо на латинском, либо на национальном языке.

В конце мессы (богослужения) священнослужитель произносит:

  • Ite miisa est.
  • Идите, месса совершилась.

На службах суточного цикла и во время поста:

  • Dominus vobiscum. Benedicamus Domino. Deo gratis.
  • Господь с вами. Благословим Господа. Слава Богу.

В завершении литургии священник отпускает прихожан, произнося при этом: «Господь с вами. (Хор) И со духом твоим. Да благословит вас Всемогущий Бог-Отец и Сын и Святой Дух. (Хор) Аминь. Идите с миром. (Хор) Благодарение Господу».

великий отпуст

Разновидности

На протяжении столетий богослужения насыщались молитвословиями и песнопениями, что привело к разнообразию молитв отпуста, особенно литургийных. В современном виде краткие заключительные молитвы сложились в XV-XVI веках. В зависимости от вида празднования текст варьировался включением разных типов молитв или их разделением на части.

Виды заключительных молений:

  • во все лето;
  • владычних празднований по чину;
  • дневнии во всю седмицу.

Богослужебный Устав регламентирует обряд в соответствии с православной традицией, указаниями и замечаниями святых отцов.

великий отпуст

Отпусты во все лето

На Богородичных празднованиях, а также на празднованиях, связанных с Иоанном Крестителем, в заключении дневного богослужения читается краткий праздничный отпуст: «Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».

В праздники «бденных» святых читается великий отпуст: «Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и свята́го апо́стола, [или́ святи́теля, или́ му́ченика,] имярек, и всех святы́х…»

Святые, в честь которых служат всенощную службу:

  • Иоанны Богослов и Златоуст;
  • Савва Освященный;
  • Николай Угодник;
  • Антоний Великий;
  • Евфимий Великий;
  • Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст;
  • Георгий Победоносец;
  • Кирилл и Мефодий;
  • Иоанн Предтечи и Усекновение;
  • Петр и Павел.

В течение года служат 13 всенощных.

К этой же категории относится воскресный отпуст: «Воскресый из мертвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».

великий отпуст

Отпусты Владычних праздников по чину

Этот вид молений сформировался из праздничных заамвоных (тайных) молитв и современных праздничных отпустов. Назначение молитв – прославление празднуемого священного события.

Время моления:

  • вечерня;
  • утреня;
  • литургия.

великий отпуст

Владычные праздники по чину:

  • Воздвижения Креста;
  • Рождество;
  • Обрезание;
  • Крестителя Иоанна;
  • Сретение;
  • Крестопоклонная седмица;
  • Вербное воскресенье;
  • вечер понедельника и вторника Страстной недели;
  • конец утрени и литургии среды Страстной недели;
  • четверг Страстной недели;
  • Святые страсти (дважды) – в Страстную пятницу;
  • Литургия Страстной субботы;
  • Пасха и последующая седмица;
  • Фомина неделя;
  • 7 мая и 1 августа;
  • Вознесение;
  • утро воскресенья на Пятидесятницу;
  • вечер на Пятидесятницу;
  • Преображение.

Эти богослужения могут заканчиваться всеми имеющимися типовыми отпустами. Например, праздник Воздвижения – малый, Рождество – праздничный, Страстная Суббота – великий, Страстной Четверг – страстной.

великий отпуст

Отпусты дневнии во всю седмицу

Данный вид заключительной молитвы – это разделенная на части молитва «Христос, Истинный Бог наш…» с учетом седмичного круга, указанного в служебной книге:

  • воскресенье – Воскресение Спасителя;
  • понедельник – ангелы;
  • вторник – Иоанн Креститель;
  • среда, пятница – Святой Крест;
  • четверг – апостолы;
  • суббота – все праведные угодники, родители Пресвятой Девы (Иоанн и Анна).

Кроме этого, к ним присоединяются имена святых храма, святых дня.

великий отпуст

При чтении соблюдаются основные правила:

  • В первый день каждого из двенадцати годовых праздников, Великую седмицу и Пасхальную неделю полагается неполный праздничный. Такой же порядок соблюдается в дни празднования бденных и храмовых святых. Тогда дополнительно читают имя святого.
  • Полный праздничный читают в пред- и попраздничные дни годовых торжеств, а также на Духов день (на вечернях, за исключением праздников Вознесения и Троицин день), в полиелейные празднования Божией Матери и праведных угодников.
  • Великие, с поименным перечислением святых седмичного круга, храмовых, дневных, отца и матери Богородицы во все дни, когда нет годовых православных торжеств, включая пред- и попразднование, праздников Пресвятой Девы Марии, богослужений со всенощной и полиелеем.
  • Весь год читается малый в конце вечернего, ночного богослужений и первого часа, если на утрени также читается отпуст.
  • В Великий пост на вседневной и полунощнице полагается малый отпуст.

В воскресенье на утрене заключительное моление начинается словами «Воскресый из мертвых…». В остальные дни – словами «Христос, Истинный Бог наш…».

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий