Разновидности великих отпустов и когда произносятся, церковные правила
Православные богослужения состоят из нескольких частей, регламентируемых Типиконом. Священнослужитель обязательно в конце службы благословляет именем Божьим молившихся прихожан, после чего они могут покинуть храм. Эти краткие молитвы (отпусты) отличаются содержанием, так как предназначены для определенных случаев. Различают праздничные, малые и великие отпусты.
Отпуст у православных
Каждое православное богослужение заканчивается отпустом. В краткой иерейской молитве содержится прославление и упоминание празднования в этот день религиозного события или святого лица. В конце отпуста священник желает мира и благословляет молившихся целованием руки или креста. Традиция чтения отпуста зародилась во II веке, ее основоположником считают святого мученика Марциала.
Богословы придают заключительной молитве идейное значение. Он сравнивается с ночной борьбой ветхозаветного Иакова с Богом, после которой просил у Бога благословения. Эта борьба и благословение изменили хитрого и лукавого Иакова, имя которого стало после этого Израиль. Так и верующие после усердных молитв Господу не должны покидать храм, не получив благословения Божия в виде отпуста. Для них это также важно, как и для Иакова. Благословение устами священника от имени Бога означает духовное очищение и приближение к Господу.
Напутственное моление совершается иереем, когда он стоит в Царских Вратах лицом к пастве.
В православии используют несколько типовых отпустов:
- Малый. Произносится малой вечерне, повечерии, полунощнице, часах: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
- Великий (дневной). На вседневной и великой вечерне, утрене, литургии читают: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол (…), преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
- Праздничные. На двунадесятые праздники и в воскресенье читают в зависимости от праздника. Например, на Рождество: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…». На Троицу: «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…». В воскресенье: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» Подразделяются на полные и краткие.
- Страстные. Напоминают праздничные. В каждый день Страстной седмицы вспоминают соответствующий день земной жизни Иисуса Христа. Например, в Страстную пятницу: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…». В Страстную субботу читают великий отпуст.
Великий и праздничный отпусты заканчиваются пением хора «Многая лета» Патриарху Московскому и всея Руси, митрополиту/архиепископу, клирикам храма и всем православным христианам.
Отпуст у католиков
В 1962 году в Католической церкви произошла литургическая реформа, получившая название Novus Ordo. Одним из положений II Ватиканского собора была фактически отмена мессы на латыни. В 2007 году Папа своим указом разрешил вновь вести литургию на латыни и служить Традиционную мессу по римскому обряду (то есть полностью на латыни).
Отпуст в католическом храме может совершаться либо на латинском, либо на национальном языке.
В конце мессы (богослужения) священнослужитель произносит:
- Ite miisa est.
- Идите, месса совершилась.
На службах суточного цикла и во время поста:
- Dominus vobiscum. Benedicamus Domino. Deo gratis.
- Господь с вами. Благословим Господа. Слава Богу.
В завершении литургии священник отпускает прихожан, произнося при этом: «Господь с вами. (Хор) И со духом твоим. Да благословит вас Всемогущий Бог-Отец и Сын и Святой Дух. (Хор) Аминь. Идите с миром. (Хор) Благодарение Господу».
Разновидности
На протяжении столетий богослужения насыщались молитвословиями и песнопениями, что привело к разнообразию молитв отпуста, особенно литургийных. В современном виде краткие заключительные молитвы сложились в XV-XVI веках. В зависимости от вида празднования текст варьировался включением разных типов молитв или их разделением на части.
Виды заключительных молений:
- во все лето;
- владычних празднований по чину;
- дневнии во всю седмицу.
Богослужебный Устав регламентирует обряд в соответствии с православной традицией, указаниями и замечаниями святых отцов.
Отпусты во все лето
На Богородичных празднованиях, а также на празднованиях, связанных с Иоанном Крестителем, в заключении дневного богослужения читается краткий праздничный отпуст: «Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
В праздники «бденных» святых читается великий отпуст: «Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и свята́го апо́стола, [или́ святи́теля, или́ му́ченика,] имярек, и всех святы́х…»
Святые, в честь которых служат всенощную службу:
- Иоанны Богослов и Златоуст;
- Савва Освященный;
- Николай Угодник;
- Антоний Великий;
- Евфимий Великий;
- Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст;
- Георгий Победоносец;
- Кирилл и Мефодий;
- Иоанн Предтечи и Усекновение;
- Петр и Павел.
В течение года служат 13 всенощных.
К этой же категории относится воскресный отпуст: «Воскресый из мертвых Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
Отпусты Владычних праздников по чину
Этот вид молений сформировался из праздничных заамвоных (тайных) молитв и современных праздничных отпустов. Назначение молитв – прославление празднуемого священного события.
Время моления:
- вечерня;
- утреня;
- литургия.
Владычные праздники по чину:
- Воздвижения Креста;
- Рождество;
- Обрезание;
- Крестителя Иоанна;
- Сретение;
- Крестопоклонная седмица;
- Вербное воскресенье;
- вечер понедельника и вторника Страстной недели;
- конец утрени и литургии среды Страстной недели;
- четверг Страстной недели;
- Святые страсти (дважды) – в Страстную пятницу;
- Литургия Страстной субботы;
- Пасха и последующая седмица;
- Фомина неделя;
- 7 мая и 1 августа;
- Вознесение;
- утро воскресенья на Пятидесятницу;
- вечер на Пятидесятницу;
- Преображение.
Эти богослужения могут заканчиваться всеми имеющимися типовыми отпустами. Например, праздник Воздвижения – малый, Рождество – праздничный, Страстная Суббота – великий, Страстной Четверг – страстной.
Отпусты дневнии во всю седмицу
Данный вид заключительной молитвы – это разделенная на части молитва «Христос, Истинный Бог наш…» с учетом седмичного круга, указанного в служебной книге:
- воскресенье – Воскресение Спасителя;
- понедельник – ангелы;
- вторник – Иоанн Креститель;
- среда, пятница – Святой Крест;
- четверг – апостолы;
- суббота – все праведные угодники, родители Пресвятой Девы (Иоанн и Анна).
Кроме этого, к ним присоединяются имена святых храма, святых дня.
При чтении соблюдаются основные правила:
- В первый день каждого из двенадцати годовых праздников, Великую седмицу и Пасхальную неделю полагается неполный праздничный. Такой же порядок соблюдается в дни празднования бденных и храмовых святых. Тогда дополнительно читают имя святого.
- Полный праздничный читают в пред- и попраздничные дни годовых торжеств, а также на Духов день (на вечернях, за исключением праздников Вознесения и Троицин день), в полиелейные празднования Божией Матери и праведных угодников.
- Великие, с поименным перечислением святых седмичного круга, храмовых, дневных, отца и матери Богородицы во все дни, когда нет годовых православных торжеств, включая пред- и попразднование, праздников Пресвятой Девы Марии, богослужений со всенощной и полиелеем.
- Весь год читается малый в конце вечернего, ночного богослужений и первого часа, если на утрени также читается отпуст.
- В Великий пост на вседневной и полунощнице полагается малый отпуст.
В воскресенье на утрене заключительное моление начинается словами «Воскресый из мертвых…». В остальные дни – словами «Христос, Истинный Бог наш…».