Что такое божественная литургия, каково значение таинства, 5 его этапов
Среди православных церковных богослужений различают повседневные и особые чинопоследования. Наиболее важное место отведено божественной литургии. Во время этой особой службы в молитвах и песнопениях воздают хвалу Господу и свершают обряд Святого Причастия, который имеет важное значение в жизни православных христиан. Богослужение состоит из нескольких этапов и предназначено объединить верующих в благодати Святого Духа.
Что это такое
Божественная литургия — это церковная служба, которая совершается утром каждое воскресенье и в будние дни. Совершаемый во время литургии обряд Святого Причастия или Евхаристию иначе именуется Бескровной жертвой, так как после Нового завета кровные жертвоприношения были отменены. Евхаристия символизирует жертву Христа на Голгофе и свершается через преложения вина в Кровь, а хлеба — в Тело Господне.
Слово «литургия» имеет греческое происхождение и означает «общее дело», «служение». Иногда его используют как обобщающее название церковных богослужений, в том числе не включающих таинство Евхаристии. Обряд причащения Святых Даров берет начало от заповеди Иисуса Христа апостолам помнить о Нем.
После Вознесения Спасителя ученики стали поминать Его преломлением хлеба и молитвами. Такие трапезы назывались агапами. Постепенно церковная служба и трапеза разделились. Евхаристия превратилась в таинство, свершаемое в храмах. Чинопоследование в разных регионах отличалось. В храмах Иерусалима использовали литургию апостола Иакова, в Александрии придерживались литургии апостола Марка.
В современной православной церковной традиции введены три чинопоследования:
- святителя Иоанна Златоуста — проводится почти во все дни, исключая первые пять воскресений Великого Поста;
- святителя Василия Великого — совершается перед Рождеством и Крещением Господним, в день памяти святителя, в первые пять воскресных дней Великого Поста, в Чистый Четверг и Великую Субботу;
- святителя Григория Двоеслова — отправляется по средам и пятницам в течение Великого Поста.
Последняя служба иначе называется литургией Преждеосвященных Даров. На протяжение первых сорока дней Великого Поста или на Четыредесятницу запрещено проводить торжественные обряды. Поэтому литургия Григория Двоеслова особенна тем, что верующие причащаются Святыми Дарами, освященными заранее на воскресной службе.
Этапы
За многие века существования божественная литургия трансформировалась в многоступенчатое действо и обросла сложным символизмом. Для систематизации идей, заключенных в песнопениях, обрядах, иконографии и богослужениях выделена специальная наука — литургическое богословие.
Общая структура божественной литургии включает три этапа:
- подготовка Святых Даров, свершаемая священнослужителями;
- молитвенная часть перед верующими;
- таинство Святого Причастия.
Богослужение всегда проводится внутри храма. Православный монах и писатель Иоанн Кириот видел в церкви символ Вселенной. Это место, в котором стирается грань между материальным и духовным миром.
Согласно Симеону Солунскому изображенные в храме святые, Спаситель и Богородица пребывают в Царствии Небесном и одновременно с верующими. Григорий Нисский и Иоанн Златоуст были убеждены в том, что молитвенные песнопения обладают силой освобождения от житейских тягот и возвышают душу.
Главные атрибуты божественной литургии, Святые Дары — освященное вино, символизирующее Кровь Христову, и специальные хлебцы просфоры, символизирующие Тело Христово. Сам Спаситель, согласно литургическому богословию, объединяет в себе три ипостаси: Жертва, искупающая грехи мира, Бог, которому возносится Жертва, и Архиерей, свершающие жертвоприношение.
Каждый этап божественной литургии имеет свое название, порядок действий и песнопений.
Проскомидия
Название первой части божественной литургии переводится с греческого как «подношение». Во время проскомидии священнослужители готовят Святые Дары для Евхаристии и при этом поминают живых и почивших членов Церкви.
Подготовка проходит во время чтения часов, когда в храме еще нет прихожан. Иерей или епископ готовит Святые Дары вино и просфоры на специальном столе жертвеннике в главной части храма под названием алтарь, отделенной иконостасом.
Во времена апостолов прихожане сами приносили обычный хлеб и виноградное вино, которое смешивали с водой. С IV века для проскомидии начали изготавливать специальный евхаристический хлеб, символизирующий обрезание Агнца. В VII-IX веках сформировалась традиция извлекать из хлеба частицы.
В современности во время первого этапа божественной литургии используют свежий пшеничный хлеб, замешанный на дрожжах. До середины XVII века для проскомидии готовили семь просфор. Позже их стало пять, в память о том, как Спаситель разделил пять хлебов между пятью тысячами человек.
Изъятие Агнца проводят из просфоры с отпечатком креста и символами «IC», «ХС», «НИ», «КА», в которой зашифрована фраза «Иисус Христос побеждает».
Порядок проскомидии:
- иерей читает входные молитвы перед алтарем, потом входит, совершает омовение рук и облачается в праздничную одежду;
- служитель извлекает агничную просфору, наполняет Святую Чашу вином, разбавленным водой;
- иерей извлекает частицы из остальных просфор.
Частицы извлекаются в память о Богородице, Архангелах Михаиле и Гаврииле, об Иоанне Предтече, в честь пророков, святых, мучеников и апостолов. В конце поминаются имена усопших и живых.
Литургия оглашенных
Название второй части богослужения берет начало из древних времен, когда некрещенные христиане молились вместе с крещенными. Подготовка к таинству крещения включала длительное изучение традиций веры, в том числе и участие в службах. Будущих христиан, а также отлученных за смертные грехи называли оглашенными. После окончания второй части божественной литургии им полагалось покинуть храм.
Литургия оглашенных состоит из чтения молитвенных прошений:
- мирная или великая ектения — молитва о мире во всем мире, благополучии Церкви, страны, путешественников, больных и заключенных, об изобилии природных даров;
- пение антифонов — поочередное исполнение двумя клиросами псалмов: пророка Даниила, «Единородний Сыне…», евангельских заповедей Иисуса Христа из Нагорной проповеди. В конце совершается малый вход с Евангелием в Царские врата;
- пение Трисвятого — после молитвы читаются отрывки из Деяний апостолов и Евангелия, соответствующие дню недели;
- сугубая ектения — молитвы о священноначалии, властях и воинстве, о всех верующих в общем и в частности о тех, чьи имена указаны на поданных до начала божественной литургии записках. В завершение иерей раскладывает на престоле шелковый четырехугольный плат антиминс со вшитыми мощами святых угодников;
- ектения об умерших — молитвы об усопших родственниках и близких людях, об отпущении их грехов и упокоении в Царствии Божьем;
- ектения об оглашенных — молитвы о людях, которые собираются креститься, раскаиваются в грехах и свершают покаянную епитимью.
Вторая часть божественной литургии завершается словами «Оглашенные, изыдите!», после которых некрещенным и раскаивающимся людям положено покинуть храм.
Литургия верных
На третью часть богослужения, которая иначе называется Литургия Жертвы, допускаются только «верные» христиане, так как именно она включает Таинство Причащения или Евхаристию. После ухода оглашенных читают две краткие ектении и переходят к следующим песнопениям:
- Херувимская песнь — общее восхваление Господа Церковью Земной и Небесной. Во время песни совершают великий вход — подготовленные Святые Дары переносят с жертвенника на застеленный антиминсом престол;
- просительная ектения — молитвы, готовящие верующих к Причастию;
- слова «Двери! Двери! Мудростию вонмем!» — означают начало Евхаристии, в древности адресовались стражникам, чтобы те следили за входом в храм и не давали оглашенным нарушить таинство.
Иерей поминает в молитвах завет Христа, произнесенный на Тайной Вечере: «…Ядите, сие Есть Тело Мое… Пийте… сие есть Кровь Моя», и освящает просфоры и вино. Бескровная Жертва приносится за всех святых, в особенности за Богородицу, поэтому поется молитва «Достойно есть».
После еще одной просительной ектении и возгласа «Святая святым!» священнослужители разделяют Агнца, квадратный хлебец, ранее отделенный от просфоры, и причащаются. Затем через Царские Врата выносят Святую Чашу. Перед причащением прихожан читают молитву Иоанну Златоусту. Потом каждый из прихожан подходит к священнику, принимает частицу просфоры и выпивает глоток вина.
Евхаристия завершается осенением присутствующих Святой Чашей и водворением ее на жертвенник в знак последнего явления Спасителя перед учениками и вознесения Его на небеса.
В финале Литургии верных читают благодарственную ектению, заамвонную молитву и отпуст. Прихожане вновь подходят к священнику и прикладываются к святому кресту, который он держит в руке, а затем покидают храм.
Пение Символа Веры
Во время Литургии верных молитвенные песнопения исполняют не только священнослужители, но и прихожане. После Херувимской песни и просительной ектении все присутствующие поют Символ Веры. Это одна из главных молитв, которая входит в ежедневное молитвенное правило. Символом Веры христиане подтверждают верность догматам Православной Церкви.
Молитва представляет собой краткое изложение основ христианского учения. Ее текст утвержден в древности, на Первом и Втором Вселенском Соборе. Символ Веры состоит из двенадцати догматов:
- первый — о Боге Отце;
- со второго по седьмой — о Боге Сыне;
- восьмой — о Святом Духе;
- девятый — о Церкви;
- десятый — о таинстве крещения;
- одиннадцатый — о воскрешении мертвых;
- двенадцатый — о вечной жизни.
Каждая часть молитвы начинается со слова «верую». На заре церковных традиций Символ Веры читали перед крещением, так как обряд принимали во взрослом и часто в пожилом возрасте, чтобы очиститься от накопленных в течение жизни грехов. Крещение свершалось на Пасху.
В различных регионах текст молитвы отличался, но после распространения еретических учений на Первом Вселенском Соборе установили единый текст, который дополнили на Втором Вселенском Соборе.
С того времени Символ Веры является главным выражением Церковью веры и читается христианами не только перед крещением, но и перед Евхаристией. Прихожане, которые посещают каждую воскресную службу, знают молитву наизусть, так как она читается в храме хором.
Символ Веры гласит:
1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.
2-й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Имже вся бы́ша;
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;
4-й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
5-й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;
6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;
7-й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.
10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.
11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь.
Пение молитвы «Отче наш»
Вторая молитва, которую прихожане читают во время Литургии верных — Господня молитва. Ее также произносят хором после второй просительной ектении перед выносом Святой Чаши через Царские Врата.
Молитва начинается со слов «Отче наш» и тоже является основополагающей в ежедневном молитвенном правиле. Ею предваряют всякие молитвенные чтения и песнопения: обращения к святым покровителям, молитвы к Богородице, акафисты.
Согласно Евангелию «Отче наш» была первой молитвой, которой Иисус Христос научил апостолов. Ее расширенный текст записан в Евангелии от Матфея, а краткий — в Евангелии от Луки.
По одной версии Иисус Христос впервые произнес слова «Отче наш» на Нагорной проповеди. По другой версии ученики прямо попросили его научить их молиться и получили слова в дар от Спасителя.
Молитва состоит из трех условных частей, обладающих символизмом:
- призывание — через жертву Иисуса Христа Бог стал Отцом для всех христиан;
- прошения — о насущных потребах по Воле Божьей, прощении грехов, равном воздаваемому врагам, и избавления от лукавого;
- славословие — в знак признания и почитания Силы и Воли Божьей.
По мнению Святителя Игнатия Брянчанинова в Господней молитве говорится о духовных дарах, которые приобретены человечеству жертвой Христа. Поэтому молитва «Отче наш» включена во все церковные богослужения. Обычно ее произносит священник или отдельный чтец. Общее пение предусмотрено только во время Литургии верных, но иногда Господню молитву поет хор.
В богослужении используют следующий текст:
«Отче наш, иже еси на небеси, святится Имя Твое, пребудет царствие Твое, да будет Воля Твоя, как небе так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. Прости нам грехи наши, как мы прощаем врагам нашим. Не введи во искушение, но избави от лукавого. Аминь».