Что такое мытарства в православии и какие они есть, как их пройти душе
Люди размышляют о судьбе своей бессмертной души после смерти. Люди верующие считают целью жизни переход в Царство Божье. Те, кто не верит в загробную жизнь, часто пытаются игнорировать идею о том, что после смерти душа будет подвергнута серии испытаний. Эти испытания, которые измеряют праведность души, принято называть мытарствами. Что именно подразумевают эти испытания?
Что это такое
Священное Писание составляет основу понятия о мытарствах. Именно здесь мы можем найти свидетельства того, что демоны хотят иметь власть над людьми. Частный суд, который происходит после физической смерти, представлен в доктрине о мытарствах символически. Чтобы осмыслить то, что происходило в результате жизни на земле, на человека нападают злые духи, которые подбивали человека на все греховные деяния. Они получают разрешение от Бога действовать в мытарствах как орудия божественного правосудия.
На пути к Богу бессмертную душу сопровождают ангелы, и им встречаются падшие духи, которые препятствуют их продвижению. Источники расходятся в количестве препятствий при мытарствах, с которыми им приходится сталкиваться. Святой Кирилл Александрийский упоминает шесть, а святой Иоанн Милостивый утверждает, что мытарств двадцать одно. Но в Русской Православной Церкви наиболее общепринятой цифрой является двадцать мытарств, как сообщается в видении, увиденном учеником святого Василия Нового от пожилой женщины, известной как преподобная Феодора Цареградская (X век).
Концепция мытарств гласит, что когда человек умирает, злые духи выступают в роли духовных сборщиков пошлин, требуя оплаты за все проступки, совершенные человеком при жизни. Оплата производится в виде добрых дел, о которых духам известно все, начиная с момента рождения человека. Понятие «мытарства» происходит из Иудеи, где сборщики налогов («мытари»), как известно, были суровы и безжалостны, готовы на все, чтобы получить больше денег с граждан.
Кто распространил учение о мытарствах
Святой Кирилл Александрийский в своем труде «О нисхождении души» утверждает, что когда душа отделится от тела, будут присутствовать две силы: с одной стороны, небесные воинства и силы; с другой стороны, темные силы, такие, как те правящие мытари в воздухе, которые станут обвинять человека в неправоте.
Увидев их, душа затрепещет от страха и смятения и будет искать защиты у Божьих ангелов. Если она будет принята этими ангелами и укрыта под их крыльями, то душа отправится через воздушное пространство в более высокое место. Но на пути к Царству Божьему ей будут мешать мытари – они будут преграждать ей путь и задерживать путешествие туда.
На каждом этапе процесса мытарства должны учитываться грехи каждого человека. Если у них достаточно добрых дел, чтобы компенсировать плохие поступки, то они продут мытарства и будут освобождены. Однако если нет, то они останутся в состоянии заключения и ужаса до Судного дня, когда Господь вынесет окончательное решение о том, получит ли этот человек вечную жизнь или будет страдать от вечного проклятия.
Основная концепция учения о мытарствах заключается в том, что мытарства или испытания следует понимать не в физическом, осязаемом смысле, а в духовном. Следовательно, хотя мытарства проявляются по-разному в зависимости от источника, суть остается постоянной и предназначена для проверки верности индивидуума Божьим наказам.
Какие есть мытарства
Те, кто уделяет время тому, чтобы правильно и добросовестно подготовить себя к исповеди, заметят, что список мытарств похож на то, что советуют православные руководства для совершения исповеди.
У святой Феодоры было в общей сложности 20 мытарств, через которые она прошла:
- Мытарство первое: обилие бессмысленной болтовни или празднословие. Все греховные, бесцельные слова, глупые замечания, сплетни и слухи припомнят душе здесь. Ведь все, что пагубно влияет на дух человека, является грехом и за него спросят во время мытарств.
- Ложь и обман. Прямая ложь, мелкие выдумки, инсинуации, извращение фактов – сколько всего этого мы натворили за свою жизнь!
- Критика и клевета. Очень тяжело пройти это испытание в мытарствах, потому что мы постоянно осуждаем других людей, правительство, тех, кого мы знаем, и тех, кого мы не знаем. Мы не признаем собственных недостатков и ошибок, но при этом обеляем свои проступки.
- Чревоугодие. Это мытарство означает потреблять намного больше, чем необходимо, предаваться чрезмерной еде и питью, впадать в опьянение – сколько таких действий происходило в жизни человека? А в то же время у кого-то другого не было средств для приобретения даже скудной пищи.
- Лень. Людей часто упрекают в лени, особенно когда дело касается духовных вопросов. Люди не ходят в храм или не молятся регулярно из-за своей лени. Они также склонны проявлять вялость при выполнении своих рабочих обязанностей, вместо того чтобы выполнять их как положено. В конце концов, лень осуждается и взвешивается, как и все другие неправедные действия.
- Воровство. Мало кто избежит в жизни совершения таких проступков, как воровство, предложение или получение взятки, использование чужого имущества без разрешения или отказ в оплате труда.
- Сребролюбие. Бог ясно дал понять, что невозможно одновременно служить и Ему, и деньгам. Жадность, привычка собирать больше, чем нужно, и непрекращающееся желание быть богатым – все это против Его воли.
- Лихоимство. Взятие денег или товаров без разрешения.
- Грех неправды. Несправедливые постановления, обман и нечестность в действиях – это те грехи, за которые злые духи спросят очень строго.
- Действия, вызванные завистью. Враждебность и нелюбовь к ближнему из-за зависти, желание растоптать кого-то, потому что он в чем-то преуспевает.
- Гордость, тщеславие, самомнение и самолюбие – это проступки, которые создают пропасть между человечеством и Богом. Эти грехи стали причиной падения ангелов и поэтому считаются особенно серьезными проступками.
- Гнев. Люди склонны выражать свои эмоции, не задумываясь о том, какие последствия это имеет для окружающих. Мы обычно принимаем вспышки гнева и раздражительности как часть чьего-то характера. Чтобы преодолеть эти негативные черты, мы должны культивировать в себе смирение.
- Злопамятность. Прощение и отпущение грехов тем, кто обидел, поможет легко преодолевать трудности в жизни.
- Убийство. Последствия действий испытуемого, например, причинение кому-то смерти или даже просто физическое насилие, будут вспоминаться злыми духами на этой стадии испытаний мытарствами.
- Колдовство. Гадание, вызывание злых духов и предсказание судьбы – все это по-прежнему распространено в современном мире, несмотря на то, что является отвратительным грехом. Трудно избежать соблазна заглянуть в будущее, но необходимо помнить о греховности таких действий.
- Блуд. Последствия блуда могут быть очень серьезными. По мере того, как человек углубляется в такое поведение, последствия становятся все более тяжелыми. Многие люди занимаются этим в молодости, не задумываясь о возможных наказаниях, которые возникнут в результате этого.
- Прелюбодеяние. Измена супругу или супруге влечет самые серьезные последствия. Не только за действия, но даже и за намерения.
- Грех Содомы. Влечение к представителям одного пола, как в действиях, так и в мыслях, считается грехом.
- Впадение в ересь. Единственный способ обрести понимание и ясность в вопросах веры – это Евангелие.
- Жестокость. Это черствость, пренебрежение другими, отсутствие эмпатии и духовной глубины.
Получается, что невозможно достичь искупления всех грехов, и пройти мытарства, ведь их много и они слишком серьезны, чтобы быть прощенными?
Можно ли их пройти
Святой Василий Новый, ученик святой Феодоры Цареградской, в своем видении дал понимание того, как лучше всего обойти все мытарства. Это тот же самый маршрут, который рекомендуют ангелы, ведущие душу к престолу Божьему.
Если человек искренне и правдиво признает все свои проступки, раскаивается в них с неподдельным раскаянием и ничего не скрывает на исповеди, то его проступки могут быть отпущены по милости Божьей. Когда душа этого человека начнет прохождение по мытарствам, духовные силы откроют свои книги и не найдут никаких заметок о его проступках; таким образом, это позволит ему взойти к престолу благодати без препятствий.
Открытое и честное исповедание всех своих грехов облегчит человеку прохождение мытарств. Однако затем ему придется оставить любые грехи, которые могут быть использованы Дьяволом в качестве источника обвинений. Именно к этому призывает нас Бог – к покаянию. Мы должны вспоминать то, что уже было сказано в Евангелии, и читать его с осмысленностью и вниманием.