Что такое в православии ересь и еретики – историческая справка и чем это опасно
Многие приверженцы христианской религии интересуются понятием ереси и еретиков в православии. В этом случае речь идет о формальном отрицании главных доктрин веры или проявлении сомнения в них. При этом важно разобраться в отличиях ереси, отступничества и раскола. Так, отступничество практически всегда подразумевает полный отказ от христианской религии после ее свободного принятия лицом, тогда как расколом называют нарушение церковного единства.
Описание терминов
Чтобы лучше понять суть рассматриваемых понятий, важно детально изучить значение этой терминологии.
Ересь
По мнению святителя Григория Богослова, ересью называют искажение веры, которую хранит Церковь. Сегодня в этот термин вкладывают учение или утверждение, которое вступает в противоречие с догматами православной Церкви или сознательно искажает их. Стоит отметить, что догматом называют фундаментальную истину православного вероучения, которое препятствует спасению.
По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, ересью называют скрытый отказ от Иисуса и христианства. После того как люди прекратили поклоняться идолам и начали приходить к познанию Христа, дьявол придумал еретические учения. На первый взгляд, они напоминают христианскую религию, но, в сущности, представляют собой богохульство. Таким образом ересью называют отречение от Христа.
В аскетизме этим термином называют крайнюю степень прелести. Он представляет собой состояние самообмана и омрачения, которое появляется под влиянием внешних факторов, включая бесовские силы. В еретическом учении заключено множество страстных состояний. К ним относят гордость, своенравие, самообольщение и многое другое.
Ересью называют учение, которое не относится к догматам, но отвергает жизнь по заповедям. Оно только кажется не противоречащим христианской религии, однако в действительности вносит смуту и приводит к разрушению Церкви изнутри. В результате она лишается мира и единства. Потому преподобный Серафим Саровский обращался с просьбой к Мантурову о том, чтобы тот напомнил старообрядцам о необходимости возвращения к Христу.
Еретик
Под этим термином Православная Церковь понимает всех, чьи мысли не соответствуют православному вероучению. По мнению епископа Никодима, нарушение человеком как минимум одного догмата говорит о том, что он еретик. Сектовед Дворкин говорит, что еретик совершает произвольный выбор на основании своего мнения и желания.
Чем опасна ересь
Древний патерик, датированный 1914 годом, включает житие авва Агафона. Он считался рассудительным христианином. После того как к Агафону пришли люди, которые хотели его испытать и стали обвинять в разных грехах и страстях, мудрый авва согласился с тем, что он является грешником. Однако, когда мужчину назвали еретиком, он сказал, что это не так. Люди, которые пришли к нему поинтересовались, почему он сознался во всех пороках, за исключением ереси. Тогда авва ответил, что это говорит об отлучении от Бога, а он не желает этого.
Согласно определению святых отцов, ересь представляет собой не просто заблуждение. По сути, это упорство в нем. С периода грехопадения Адама человеческий ум претерпел помрачение. Это привело к заблуждению многих людей, включая христиан и даже святых. Однако при получении человеком назидания он может осознать свою ошибку и исправиться. В таком случае считать его еретиком нельзя.
Историческая справка
В раннем христианстве церковь внимательно следила, чтобы учение сохраняло свою первоначальную чистоту. При этом она решительно отвергала всевозможные искажения ортодоксального знания. С этим связывают появление понятия «православие». Оно обозначает «правильное знание или учение». Со второго столетия этот термин вбирает веру и силу Церкви. При этом понятие «гетеродоксия» с того момента применяется для обозначения всего, что отклоняется от Истины.
Таким образом ересь представляет собой полное противопоставление истинному вероучению. По мнению Смирнова, в еретических взглядах, которые искажают божественное учение Христа, присутствует систематизированная последовательность. Она переходит от общей концепции к частностям. Это связано с тем, что христианами становились иудеи и язычники. При этом они не были готовы к полному отказу от иудейства и идолопоклонства. Потому имело место смешивание ортодоксальных знаний и идей, которые появлялись в умах новоприбывших. С этим связаны все заблуждения, которые касаются церковного учения. Они касаются следующих аспектов:
- Еретики-иудеи, которые назывались евионитами, старались объединить свое знание с христианством. В скором времени они пытались его подчинить. Язычники, такие как манихеи и гностики, пытались сформировать симбиоз ортодоксального учения, философской системы Греции и восточных религий.
- Когда Церкви удалось отвергнуть начальный поток лжеучений, появились иные ереси. Они стали набирать силу на основе самого христианства. Предметом такого искажения служит догмат, посвященный Святой Троице. Это стало основой появления антитринитариев.
- Впоследствии ересь стала касаться более частных моментов – к примеру, Второго Лица Единого Бога. Она возникла в первой половине четвертого века и получила название арианства.
В истории существует много яростных борцов, которые пытались справиться с искажениями истинного учения. К ним стоит отнести святого Киприана Карфагенского, Блаженного Августина, Оригена, святителя Феодорита. Также Церковь выступает с негативным отношением к другим видам отступничества. Она отрицает раскол и парасинагогу, которая представляет собой самоличный сбор священников.
Последовательность движения
По мнению Смирнова, появление еретиков, которые искажают божественное учение Церкви, связано с определенной системой и последовательностью. Оно касается перехода от общего к частностям. На первых порах после того, как иудеи и язычники приняли христианство, они не хотели в полной мере отказываться от своих прошлых воззрений. При смешении христианских взглядов с иудейскими возникли еретические заблуждения. При этом они затронули всю систему христианского вероучения, а не конкретного пункта.
Это действительно было так. С одной стороны, появились иудействующие еретики, которые получили название евионитов. Они старались объединить христианство и иудейство. При этом первое, по мнению евионитов, должно быть подчиняться второму. С другой стороны, появились язычествующие еретики, которые во втором веке стали называться гностиками и манихеями. Эти люди соединяли христианскую религию с восточным учением или греческой философией. В результате они получили смешанную систему.
После отвержения лжеучений Церковью им на смену стали приходить иные ереси, которые возросли уже на почве христианства. Их предметом стал основной догмат христианства о троичности Лиц в божестве. Такими особенностями отличались ереси антитринитариев.
Впоследствии стали развиваться ереси по более частному вопросу. Они касались Божественности Второго Лица Святой Троицы. Эта теория появилась в начале четвертого века и называлась арианством. Во времена апостолов существовали еретики иудействующие и язычествующие. Вторые создали гностицизм, который получил особенное развитие во втором веке после апостольских времен.
Обличители ереси
Древние тексты еретиков в основном уничтожались. Потому сведения об их учениях можно найти у обличителей. К наиболее яростным борцам с такими воззрениями относятся святой Ириней Лионский, Тертуллиан, Ориген. Также стоит назвать святого Ипполита Римского, святого Епифания Кипрского, блаженного Феодорита, Евфимия Зигабена.
Ересь и заблуждение – не одно и то же
В основе церковного учения лежат догматы. Так как эти истины открываются Господом, люди принимают их за истины. Глубина и возвышенность таких истин делает их сложными для понимания. Попытки трактовать или раскрыть такие воззрения становились причиной различных заблуждений, а иногда – и ересей.
При этом отличия между данными понятиями известны далеко не всем. Ересью называют ложное учение, которое касается той или иной истины вероучения. Если оно является ложным, но воспринимается как истина, это нужно трактовать как заблуждение. При этом не всякий человек, который заблуждается в отношении конкретного догмата, может считаться еретиком. К примеру, христианин, который рассуждает о догмате, может случайно высказать ложное предположение. Если человек в этом не упорствует, не пытается навязать свое мнение и готов от него отказаться, его можно считать заблуждающимся.
В частности, ошибку может допустить семинарист, который отвечает преподавателю на вопрос касательно конкретного догмата. Педагог может указать юноше на ошибку, и тот согласится с этим. В этом случае семинарист не может считаться еретиком. При этом речь идет о форме заблуждения, которое не относится к ереси.
Если же человек имеет неверное представление о том или ином догмате, упорствует в своем мнении, не хочет от него отказываться и игнорирует призывы Церкви, то он не просто заблуждающийся. Такой человек считается еретиком.
Таким образом еретик отличается от обычного заблуждающегося человека как минимум упорством в сопротивлении истине. Твердые последователи ересиархов тоже считаются еретиками.
Стоит отметить, что в узком значении термина еретиками в христианстве называются люди, извращающие христианское учение и при этом так или иначе связывающие себя с этой религией. К ним относятся монофелиты, монофизиты, несториане. При этом приверженцы других религий называются иноверцами. Однако с этой точки зрения их не стоит считать еретиками. При этом заблуждающимися они все-таки являются, поскольку единственной спасительной верой считается православие.
Таким образом можно сделать вывод, что заблуждение является ошибкой или неправильным суждением. Ересью называют более стойкое ложное воззрение или учение, приверженцы которого воспринимают его как истину.
По мнению священнослужителя Михаила Легеева, в зависимости от уровня ясности и точности осмысления человеком церковного учения выделяют несколько стадий:
- Первая – подразумевает догматы, которые заключены в слова. Тут все предельно прозрачно. При этом лишнее отсекается, а нужное – говорится.
- Вторая – представляет собой акцент. Он выделяет только определенную грань полноты картины. Стоит отметить, что святой Афанасий Великий принес свою жизнь в жертву за «единосущие». Однако это еще нельзя считать полнотой догмата. Богословие святых отцов представляет собой богословие акцентов. Один человек мог делать акцент на одном понятии, а второй – на другом.
- Третья – сюда входит неточность. Она имеет определенную связь с определенным недопониманием. К примеру, святитель Кирилл Александрийский термин «ипостась» применял в значении «сущность». Он подразумевал не тот смысл, который вкладывали монофизиты, но еще был не способен придать мысли правильные слова. Потому это можно воспринимать как неточность.
- Четвертая – это ошибка. Богослов Григорий Нисский нес в массы апокатастасис. Он подразумевал под этим термином учение, которое касалось всеобщего избавления от посмертного воздаяния. Однако при указании Церковью на ошибку, святитель не стал бы отстаивать свою точку зрения.
- Пятая – представляет собой ересь. Священнослужители могли допускать ошибки, однако упорствовать запрещалось. По мнению святого Викентия Леринского, виновники такого мнения считаются православными, а последователи – еретиками. Между четвертой и пятой стадиями находится граница, которая отделяет церковную жизнь от внецерковной. При этом особое значение имеет направление движения. Если вектор идет в сторону Господа и Бога – это путь к истине. Если же он направлен в другую сторону, человек движется к ереси. Нужно сказать, что люди не становятся еретиками в одночасье. Это длительный процесс, связанный с движением в неверную сторону.
Ересь – это учение, противоречащее церковным догматам. При этом еретиком называют человека, который упорно исповедует ошибочные принципы и даже пытается убедить в их правильности окружающих.