Что такое Херувимская песнь – ее толкование и значение, историческая справка

В православном богослужении все действия совершаются в соответствии с установленными обычаями и протоколами. Хорошим примером этого является пение Херувимской песни перед Великим входом во время Божественной литургии. Не каждый мирянин понимает, что он означает и как себя вести во время него, несмотря на то, что этот величественный гимн возник в шестом веке.

Поиск молитв на все случаи жизни

Что это такое

Херувимская песнь – одно из важнейших песнопений литургии. Его текст был написан в шестом веке византийским писателем, оставшимся неизвестным. Этот гимн был включен в литургию Русской православной церкви в пятнадцатом веке. Молитва основана на том, что Исайя и Иезекииль видели в своих видениях Бога и слышали ангелов, поющих Ему хвалу (согласно ангельской доктрине, херувимы занимают второе место после серафимов).

Херувимский гимн – это красивое и продолжительное произведение. Оно состоит из двух частей, которые разделяются Великим входом, представляющим путь Христа к распятию. Во время этой процессии священник и диакон выходят из алтаря через северную дверь (маленькая дверь слева от Святых врат). Диакон несет диск с хлебом для причастия, а священник – потир с вином.

Прихожане стоят перед Царскими вратами, вознося молитвы за патриарха, епископа, духовенство и верующих своей церкви, а также за всех православных христиан. Затем священник и диакон входят в алтарь через Царские врата. Мелодия Херувимской песни обычно состоит из двух частей: продолжительной и спокойной первой части, за которой следует ликующая вторая часть. После окончания каждой части звучит «Аминь» в ответ на молитву, произносимую священником.

Херувимская песнь является регулярной частью почти всех литургических служб, за исключением Великого Четверга и Субботы.

Историческая справка

Практика песнопений началась в самые ранние века, когда Святой престол, на котором хранились хлеб и вино, возносимые с алтаря, был вынесен в отдельное помещение. Чтобы избежать полной тишины во время церемонии жертвоприношения, священники начали петь хвалу Богу особой песней, которая со временем стала известна как Херувимская.

Считается, что песнь была написана Василием Великим, известным богословом первых веков. Только в шестом веке, когда на византийском троне восседал император Юстиниан Второй, она стала частью торжественной литургии.

Христиане поют ее перед тем, как принять участие в одном из самых важных событий христианства – литургии. Песня призвана служить напоминанием верующим о том, что они должны вести себя как святые ангелы-херувимы и отказаться от мирских благ, чтобы прославить Бога.

херувимская песнь ноты

Почему это песнопение называют Херувимским гимном? Дело в том, что именно ангелы, которые благоговейно стоят перед престолом Бога и прославляют его, называются херувимами.

Православное богослужение всегда совершается в соответствии с установленными правилами. Например, воскресная служба включает в себя три отдельные части:

  1. Проскомидия, где готовятся элементы для причастия.
  2. Литургия катехуменов, на которой читаются Священные Писания.
  3. И, наконец, Литургия верных, на которой читается Евхаристический канон.

Евхаристический канон – самая значимая часть богослужения, ведь именно в этот период обычная пища (вино и хлеб) превращаются в священные в христианстве предметы – Тело и Кровь Христа. Херувимская песнь поется непосредственно перед каноном как способ подготовить людей к пику служения.

Толкование

Изначально гимн был написан на греческом языке, который славится своим богатым и выразительным словарным запасом. Фактически девять различных терминов для описания любви можно найти только в греческом языке. Предназначенный для использования в начале Причастия, перевод этого сложного и красноречивого произведения на славянский язык был трудной задачей; однако Кирилл и Мефодий были искусными лингвистами, которые успешно справились с этой работой.

Гимн включает две различные метафоры – уподобление поющих херувимам и приравнивание ангелов Иисуса к римским легионерам, которые присоединились к процессии свежеизбранного императора. Термин «дориносима», который переводится как «держать на копье», используется в этом стихе; это ссылка на древний обычай помещать изображение императора на щиты и копья, которые несли его войска, символизируя тем самым их верность.

херувимская песнь религия

Эта песнь как бы рисует картину, где изображены христиане с Иисусом Христом как владыкой Вселенной, которого несут на копьях его преданные воины – херувимы, и сопровождающие их христиане. Важность этого стихотворения заключается в том, чтобы призвать людей стремиться быть похожими на ангелов перед празднованием причастия.

Термин «принимать», используемый в тексте, подготавливает христиан к принятию Тела и Крови Христа. Впоследствии гимн готовит человека к вступлению в Церковь, провозглашая Иисуса Господом и Владыкой, и в то же время призывает мирянина отказаться от всего земного, что мешает увидеть его. Именно поэтому мы слышим там «Отложим всякое дело житейское…».

Литургическое значение

Гимн исполняется во время Великого входа, когда открываются Царские врата к алтарю и диакон раскачивает фимиамные кадила, пока священник читает Херувимский гимн, держа руки вытянутыми вверх, что происходит только в решающие моменты службы.

После того, как дьякон завершил свою часть процесса, он и священник еще три раза произносят торжественную молитву и совершают священные ритуалы. Это делается медленно и благоговейно, всем запрещено ходить по церкви, недопустимо целование или возжигание свечей – все должны сосредоточиться на центральном духовном акте принятия Тела и Крови Иисуса Христа.

На литургии торжественный гимн, который звучит перед началом Святого Причастия, имеет протяжное, мелодичное качество, которое помогает подготовить сердца людей к принятию Тела и Крови Иисуса и объединению со Вселенской Церковью. Этот гимн является музыкальной кульминацией службы, которая делится на две части представлением Священных Даров.

херувимская песнь фото

Начальная часть литургии (когда святой отец появляется в алтаре) имеет медленный и тягучий характер, чтобы служители могли спокойно расставить все необходимое для причастия. В то время как вторая часть (когда священник выносит Святые Дары и выходит, чтобы благословить присутствующих) более торжественна и радостна, когда все счастливы возможности принять участие в этом святом событии.

В конце каждой части звучит громкое, звучное «Аминь» – это указывает на то, что все собравшиеся присоединяются к сказанному, добавляя «Воистину, так и есть!».

Начало гимна призывает людей отбросить материальные вещи и представить себя ангелами, чтобы искренне и громко прославлять Господа Иисуса Христа. Именно в это время открываются Царские врата, символизируя прибытие Христа в Иерусалим перед его распятием.

Вся песнь – это особая дань уважения Иисусу, что нечасто встречается в Литургии, в которой обычно упоминается только Господь Бог. Поэтому обычно священник читает молитву тихо – напрямую обращаясь к Иисусу и признавая свои греховные проступки. Христиане, присутствующие на службе, должны быть готовы принять причастие с уважением, после того, как попросят прощения своих грехов, исполняя этот гимн.

Как происходит действие

Атмосфера во время торжественного исполнения гимна расслабленная и спокойная. Мирским делам не уделяется никакого внимания, в фокусе остаются только Христос и человечество. В начале гимна совершается Великий вход – когда открываются двери в присутствие Господа, и священник входит в Алтарь, где готовится к причастию.

Когда поется первая часть песни, происходит множество других действий. Диакон берет кадило и возжигает фимиам, произнося при этом вслух или тихо пятидесятый псалом. В это время священник молча молится у алтаря. Все священники стоят на горнем месте и поднимают руки, произнося первую часть Херувимской песни три раза. Закончив петь эту часть, диакон читает вторую один. В завершение все священники совершают крестное знамение и целуют алтарь.

херувимская песнь фото

Происходит каждение, затем святые приношения берутся с алтаря и переносятся в зал. Поминаются все присутствующие, включая руководителя церкви и всех тех, кто внес в нее свой вклад. Хор церкви поет гимн в начале Литургии верных.

Когда хор возобновляет пение, священники совершают несколько ритуалов: они идут обратно к Алтарю и кладут дискос обратно на него. На его край кладут покровцы; все окуривают благовониями. Вслух читают пятидесятый псалом и тропари Великой Субботы; наконец, закрывают завесу и Святые Врата.

Когда проводится архиерейская служба, последовательность событий немного изменяется и включает в себя следующее:

  1. Орлецы расстилают.
  2. Священники практикуют церемониальное омовение рук.
  3. Завершается ритуал проскомидии.
  4. Иподиаконы входят в Алтарь первыми, за ними следуют другие представители духовенства.
  5. Иерарх получает дискос от протодиакона у Царских врат.
  6. Происходит поминовение настоятеля храма.
  7. Дискос помещается на престол, и перед ним сжигается ладан.
  8. Наконец, все завершают церемонию восторженным «Аминь».

Затем епископ аналогичным образом принимает потир от протоиерея у врат и совершает службу поминовения всех присутствующих и тех, кто внес свой вклад. Затем потир подносится к престолу.

херувимская песнь

Хор заканчивает пение второй части гимна восторженным «Аминь!». Царские врата остаются открытыми во время этой архиепископской литургии. Иногда, после завершения таинства на архиерейской церемонии, обряды рукоположения проводятся присутствующими клириками.

Чем заменяют песнь

Херувимская песнь обычно читается во время Божественной литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого, но в некоторых случаях она может быть заменена другими песнопениями. Например, в Великий четверг исполняется песнь, посвященная Христу, как символ того, что запевала хочет присоединиться к Тайной Вечере, поклявшись не предавать Иисуса, как это сделал Иуда, а уподобиться мудрому разбойнику, признавшему его Господом и спасителем перед своей кончиной. Гимн завершается троекратным скандированием «Аллилуйя!».

В Великую субботу поется песня, выражающая страх и отказ от всех материалистических и суетных стремлений. Эта песня признает, что Царь царей и Господь пожертвовал собой ради спасения человечества. Вторая часть говорит о том, как множество ангелов стоят перед Богом, восхваляя его.

Во время литургии Даров поется гимн в честь ангельского воинства, которое присоединяется к присутствующим в храме в хвале Богу, поскольку он принес себя в жертву ради спасения человечества. Все остальные гимны также поются торжественно в качестве подготовки к принятию Святого Причастия. Ритуалы, проводимые священнослужителями, остаются неизменными.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector