Описание нимбов и что это такое, их история, значение в религии и в иконографии
Нимбом называют символическое изображение святости, которое представляет собой круглый или овальный световой круг, окружающий голову или все тело изображаемого святого или божества. Такое изображение было широко распространено в христианском искусстве, а также в искусстве других религий. Нимб воплощает понятие святости, божественного благодатного воздействия на изображаемый объект.
Описание и история нимба
Это повторяющийся элемент в религиозных произведениях искусства, начиная с Древней Греции и Рима и заканчивая индуизмом, буддизмом и исламом. Обычно он изображается в виде круга света вокруг головы священной фигуры или всего тела. В итальянском языке это явление известно как mandorla (от слова «миндаль»), а в русской иконографии его называют ореолом.
Термин «нимб» происходит от латинского слова «nimbus», означающего «облако». Это образное описание света, окружающего Иисуса Христа, Деву Марию и святых. В византийском искусстве этот ореол также использовался для изображения королевских особ.
Ореол символизирует две вещи: великолепие божественной силы и благодать, покоящуюся на святых. Эта концепция встречается в Ветхом Завете, когда Моисей спустился с горы Синай с Божьими заповедями, и его лицо стало сиять лучами. В Новом Завете также упоминается о том, что лицо мученика Стефана излучало свет, как у ангела. Этот святой свет уникален и обладает божественным качеством; он служит напоминанием о том, что существует нечто большее, чем земные дела.
Бог солнца Ра из Древнего Египта изображался с солнечным диском на голове, что, как считается, является предшественником нимба. Колосс Родосский, входящий в число семи чудес света и изображающий Гелиоса, как говорят, имел корону с лучами, идущими в разные стороны (подобную той, что на статуе Свободы).
В буддийском искусстве нимбы использовались с древних времен, например, окружали изображения Будды Амитабхи. Примечательно, что в тибетском буддизме определенным фигурам присваиваются разные цвета нимбов. Оранжевый использовался для обозначения монахов, в то время как зеленый был зарезервирован для изображений Будды. Кроме того, многие фигуры изображались с двумя нимбами – один вокруг головы, другой вокруг тела – пересекающимися на шее. Пример этого виден на изображении Махасиддхи Авадхутипы.
Нимб в религии
Техника религиозной живописи становилась все более реалистичной, что создавало трудности для художников, когда дело доходило до изображения нимба. Это особенно заметно в работах Фра Анджелико, где ореол возле каждой фигуры имел тенденцию накладываться на другие фигуры в сложных композициях.
Чтобы преодолеть эту проблему, некоторые художники решили изображать нимбы только на части персонажей; примером тому может служить картина Дуччо ди Буонинсегна, где только некоторые апостолы обладают ореолами, которые не мешают другим элементам произведения.
К тому времени, когда использование перспективы в искусстве стало обычным делом, круглый ореол за головой фигуры был заменен на парящий над ней диск, который также следовал правилам перспективы. Это изменение видно на картинах художников эпохи Возрождения, таких как Венециано, Леонардо да Винчи и других.
Иногда на одной картине использовались разные нимбы. Например, на работе Фра Анджелико Мария изображена с ореолом в перспективе, Иосиф – с плоским, а Христос – и с кругом, и с крестом. В период Высокого Возрождения большинство художников перестали использовать нимбы в религиозных сюжетах, но из-за реакции на протестантизм они снова стали обязательными. Однако к 19 веку такие элементы редко использовались, за исключением иконописи.
Нимб был не только священным символом. В разных эпохах и культурах лидеры и герои тоже были бы нарисованы с ореолами славы. Например, в Древней Греции Гомер писал о том, что у воинов в битве вокруг головы был сверхъестественный свет. У эллинистических правителей часто были монеты с их портретами в коронах с отходящими от них линиями.
Круги нимба также использовались для изображения византийских императоров, которые русские цари позже переняли и для себя. На Евангелии болгарского царя Александра вся его семья также изображена в окружении нимбов. Даже меньшие феодалы изображались с кругами вокруг голов.
Ислам
В исламском искусстве, начиная с раннего периода, нимбы обычно изображались в виде пламени, окружающего голову или тело ангелов, Мухаммеда и других святых фигур. В портретах правителей династии Моголов, начиная с 17-го века, эти элементы стали более округлыми и плоскими.
В качестве примера такого использования ореолов можно привести Джахангира. Он был четвертым падишахом империи Великих Моголов. Он на всех портретах изображен с нимбом, который часто чрезвычайно велик по размеру. Османы же, напротив, избегали использования нимбов при изображении султанов.
Христианство
В IV веке нимб впервые был изображен в раннехристианском искусстве. Сначала он располагался только вокруг изображений Христа и содержал крест внутри или снаружи него. Со временем круглые ореолы стали использоваться для изображения святых, Марии, пророков из Ветхого Завета, ангелов и других святых фигур.
Роль в иконографии
Святой Дух обычно изображался в виде голубя с треугольным ореолом. Кроме того, Спаситель часто изображался с тремя линиями или пучками лучей, излучающихся из середины диска. Кроме того, в некоторых традициях для изображения Бога Отца использовались нимбы в виде шестиконечных или восьмиконечных звезд.
В середине 16 века на церковном соборе в Москве было решено, что Бога не следует изображать графически. Это решение было официально принято Великим Московским Собором, поскольку никто не видел Бога в физической форме, поэтому нет возможности нарисовать, как Он выглядит.
Какие бывают нимбы
Мы можем встретить изображения ореолов самых разных цветов, но обычно они либо золотые, желтые или белые, означающие освещение, либо красные, означающие огонь.
Интересной культурной практикой в Италии между пятисотыми и 1100 годами было изображение нимбов в виде прямоугольников для живых людей, совершивших выдающиеся поступки для католической церкви. Как пример, папа Паскаль I и его мать были изображены с таким ореолом на мозаике.
В голландской традиции XIV века нимбы иногда изображались символически; например, неизвестный художник ранней голландской школы написал картину, на которой вместо ореола изображена плетеная каминная полка.
У.Блейк включил изображение шляпок в виде кругов света вокруг девушек в иллюстрацию к книге писательницы М.Уолстонкрафт.
В заключение хочется отметить, что использование нимба в произведениях искусства на протяжении всей истории обычно означает единое религиозное убеждение, что Бог является источником света, а также стремление влиятельных людей обозначить свою близость к божественности. В христианстве этому придается особое значение.
Согласно православному богословию, икона служит «окном в рай», позволяющим установить контакт с Иисусом Христом и святыми; а нимб символизирует свет с горы Фавор (неприродное божественное сияние при перерождении Иисуса).