Что такое схима – значение термина, ее виды и известные представители
Члены православной церкви делятся на мирян и духовенство. Некоторых монахов нельзя отнести не к первым, ни ко вторым. Монахи не обязательно рукополагаются в священники. Людей, которые решили стать монахами, иногда называют иноками и схимниками. Однако не все понимают, что подразумевают под схимой и чем она отличается от обычной монашеской жизни. Что же это значит – быть монахом-схимником?
Что это такое
Происхождение слова «схима» происходит от греческого «σχῆμα», что означает «образ» или «представление». Аналогично в русском языке тот же корень используется для «схемы», которая также означает набор определенных внешних и внутренних характеристик объекта или явления.
Изначально это слово использовалось для обозначения особого вида одежды, выдаваемой монахам при вступлении в монастырь – оно должно было символизировать их отличие от других христиан и мирян, а также их обязательство вести внутреннюю жизнь в соответствии с монастырскими традициями.
Разновидности схим
Начальный шаг, который делает монах – это получение права носить рясу, называемую рясофором. Как говорил святой Нил Мироточивый, это знаменует их зачисление в Христово воинство, хотя они еще не дали обеты отречения от мирской жизни. Обычно на этом этапе им разрешается оставить свое крестильное имя, но оно может быть и изменено. Позже наступает второй этап, на котором они надевают мантию или малую схиму и, наконец, получают великую схиму.
Святой Нил Мироточивый утверждал, что надевание мантии сродни военному маршу в начале битвы, так как означает вступление в кампанию. Принятие же великого образа схимы сродни прибытию на войну и подготовке к бою.
Малая
Внешнее выражение «начала Крестового похода» воина Христова проявляется в:
- его декларации отречения от неверия, обетов безбрачия и послушания;
- в крестообразном пострижении волос;
- и в ношении особых одежд, символизирующих оставление мирских вещей.
Среди этих одежд особое место занимает мантия. Это длинный плащ, который покрывает тело. Мантия имеет сорок складок, которые напоминают о сорока днях, которые Иисус провел в посте во время искушения в пустыне, демонстрируя свою полную отрешенность от мирских дел.
Великая
Это «вершина монашества», полный отказ от мира, вплоть до ухода из монастыря, чтобы жить в уединенном месте как отшельник.
Начиная с пятого века, церковь и государство Византии просили отшельников проживать в монастырях. Некоторые приняли эту просьбу, в то время как другие предпочли остаться в уединении; эти люди были известны как «монахи, принявшие великую схиму».
В какой-то момент истории у этих монахов был особый обет уединения или аскетизма, который с тех пор был отменен. Тем не менее, в нескольких монастырях они до сих пор живут отдельно от своих собратьев.
Принять монашеские обеты может любой монах, включая тех, кто был рукоположен и даже является епископом. Пожилые монахи и монахини часто идут на этот подвиг как способ подвести итог своим многолетним монашеским деяниям. С другой стороны, бывают случаи, когда молодые монахи и монахини решают принять этот вызов. Это может быть вызвано болезнью, ведущей к смерти, или если их духовное состояние позволяет им отречься от мира добровольно и осознанно.
Известные представители
Схима также известна как «ангельский образ», потому что те, кто надевает покров, решают оставить мирскую жизнь и, соблюдая свои обеты, приходят к воплощению ангелоподобного облика.
В истории зафиксировано, что первым человеком, который принял схиму, был Пахомий Великий. До него отшельники жили в уединении в пустынях. IV Вселенский Собор постановил, что эти отшельники теперь могут проживать внутри монастырей в скитах.
Многие из них обладали способностью видеть будущее, и после их кончины некоторые из схимников были признаны святыми. Те, кто имеет веру, часто обращаются за помощью к этим святым, просят их руководства и благословения. Многие люди едут в Оптину Пустынь именно по этой причине.
Антоний Печерский
Преподобный Антоний Печерский, живший в X-XI веках, считается основателем русского монашества и почитается в православной церкви как «начальник всех братьев-монахов на Руси». С раннего возраста его тянуло к духовной жизни, и он решил стать монахом на горе Афон, для чего отправился в Грецию. По возвращении домой он поселился недалеко от Киева, возле Днепра, где жил в одиночестве, пока к нему не начали присоединяться ученики, которые в итоге образовали религиозную общину. С его благословения они построили из камня Успенский Собор.
Останки преподобного Антония можно найти в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
Амвросий Оптинский
В девятнадцатом веке большую известность приобрел Авмросий Оптинский, мирское имя которого было А.М.Гренков. Он родился в Тамбовской губернии. Учась в семинарии, во время тяжелой болезни он дал зарок уйти в монастырь. После окончания семинарии он сначала устроился воспитателем в семью помещика, а затем преподавал в духовном училище.
Во время возвращения болезни монах отправился в Троице-Сергиеву лавру, где старец ему дал наставление отправиться в Оптину пустынь. В 1841-ом г. он принял рясофор, а в следующем году получил малую схиму с именем Амвросий. Еще через 6 лет его здоровье стало очень плохим. Было решено, что ему следует принять великую схиму без изменения имени. Досточтимый святой Амвросий приобрел славу как прозорливый старец, который оказывал помощь многим людям. В 1988-ом г. РПЦ объявила его святым.
Серафим Вырицкий
Преподобный Серафим Вырицкий, известный под мирским именем, как В.Н.Муравьев, был известным духовным лидером дведцатого века. До своего обращения к религиозной жизни он работал крупным торговцем пушниной и имел семью. С согласия обеих сторон он и его жена решили принять монашество: Василий принял имя Варнава и поступил в Александро-Невскую лавру, а Ольга приняла имя Кристина при вступлении в Новодевичий монастырь (СПб).
В 1926-ом г. монаху было даровано разрешение на принятие монашеской схимы с именем Серафим. Долгое время он служил духовником Александро-Невской лавры. Из-за проблем со здоровьем он переселился в Вырицу, отсюда и происхождение его второго имени. Бесчисленное количество верующих обращались к нему за советом и духовной помощью. В двухтысячном году он был официально причислен РПЦ к лику святых.
Таким образом, хотя подвиги и жертвы этих монахов могут оставаться незамеченными для большинства, даже для их собратьев по вере, эти люди, достаточно мужественные, чтобы бороться с тьмой и пытаться жить как ангелы, являются теми, кто спасает наш мир.