Житие и послушание священномученика Илариона Троицкого, его ссылка и смерть
В истории православной церкви темной главой записаны революционные годы в начале XX века. На период репрессий и преследований пришлось житие священномученика Илариона Троицкого, архиепископа Верейского, выдающегося ученого-богослова и философа. Он был монахом и наставником по призванию, уважаемым лектором и церковным деятелем. Архиепископ внес большой вклад в противостояние обновленчеству, в развитие учений о Церкви и спасении человечества.
Детство будущего владыки
Архиепископ Иларион Троицкий (при рождении Владимир) родился в 1886 году 13 сентября, рос любознательным и непоседливым ребенком. В пять лет будущий владыка по примеру Михаила Ломоносова пошел пешком в Москву, взяв за компанию младшего брата. Отец, священник храма в родных Липицах Тульской губернии, догнал детей и вернул домой.
Троицкие были потомственными священнослужителями. Дед Илариона служил в том же храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Один из старших братьев, Даниил Троицкий, стал архиепископом Брянским, а младший Алексей, спутник по дороге в Москву, служил в липицком храме, как отец и дед.
Маленького Илариона ставили чтецом во время церковных служб. В пять лет он читал часы и избранные шесть псалмов на утрене. Мальчик тяжело переживал раннюю кончину матери, оттого особое тепло ощущал к образу Пресвятой Богородицы.
О семье Троицкого заботилась родная тетя, благочестивая учительница в церковной школе. Но печаль утраты долго не отпускала Илариона. Архиепископ писал в воспоминаниях, что в детстве осиротел житейски, а взрослым порой чувствовал мистическое сиротство, при этом всю жизнь называл Богородицу «нашей общей Матерью».
Юность и учеба
Иларион Троицкий с детства отличался усердием и прилежанием в науках. Архиепископ получил духовное образование:
- в 14 лет окончил училище в Туле;
- в 20 лет стал выпускником семинарии;
- в 24 года завершил обучение в академии в Москве в степени кандидата богословия.
За успехи в учебе Илариону Троицкому назначили стипендию, наградили премией митрополита Иосифа и трижды Макариевской премией. Студентом он руководил издательством Пастырско-просветительского братства при академии, а после выпуска остался преподавать Священное Писание. В 27 лет Иларион защитил диссертацию по истории догмата о Церкви, признанную лучшей работой в учебном году.
В должности преподавателя Иларион Троицкий завоевал уважение студентов самоотверженностью и энергией. Ясный уверенный взгляд, звучный голос, зажигательное повествование притягивали внимание. Лекции Илариона Троицкого сопровождались живым спором, полемикой, доказательствами и опровержениями. Для него, человека дела, теория не существовала без практики.
В 1913 году Иларион Троицкий стал доцентом Московской духовной академии и помощником ректора, епископа Феодора Поздеевского. Для будущего священномученика существовали только Лавра и академия, и для них лишь он жил.
Монашеский постриг
Иларион Троицкий благодаря просветительскому подвигу и благочестию быстро продвигался по церковной иерархии и в 24 года был самым молодым архимандритом. Он принял постриг в монахи в Троице-Сергиевой Лавре.
С именем Иларион («веселый») Троицкий чувствовал радость, мир в душе и перемены в себе, хоть дела остались прежние. Описывая пребывание в храме после пострига, он с верой принимал это возвышенное чувство как особую благодать, дарованную монаху.
За 1913 год Иларион Троицкий принял несколько санов:
- апрель — диакон;
- июнь — иерей;
- июль — архимандрит.
Молодой священнослужитель продолжал заботиться о студентах, состоял в совете приютской школы и благотворительном Братстве преподобного Сергия при академии. В должности профессора первой кафедры Священного Писания Нового Завета Иларион Троицкий выступал за духовность церковной школы и освобождение от влияния западной, в частности немецкой, схоластической школы в русской науке богословия.
Новое и нелегкое послушание
Принятие сана иерея совпало с назначением на должность инспектора в академии. Иларион готовил лекции, рецензии на учебники и научные труды, статьи для церковных журналов, участвовал в академических мероприятиях. О том периоде Троицкий писал, что у монаха нет личной жизни, поэтому на какую работу назначат, за ту и надо браться.
Во время Первой мировой войны архимандрит поддерживал патриотический подъем и продолжил борьбу за освобождение русской богословной науки от западного влияния. Его труды были вознаграждены орденом Святой Анны.
В 1917 году с должности ректора ушел епископ Феодор. Иларион Троицкий временно исполнял его обязанности, пока не избрали нового руководителя академии, протоиерея А. Орлова.
В том же году на Всероссийском съезде ученого монашества обсуждался вопрос о том, чтобы профессорами были исключительно монахи. Троицкий высказался против и осудил обвинение преподавателей в неправославии.
На Поместном Соборе
В 1917 году совет высших церковнослужителей принял решение возродить должность Патриарха, упраздненную в 1721 году в пользу Синода. Важную в роль в этом сыграла речь архимандрита Илариона Троицкого. В своем ярком выступлении он назвал патриаршество главным законом верховного управления для поместных церквей.
Троицкий был одним из кандидатов на должность Патриарха, но в итоге избрали митрополита Московского Тихона. Илариона назначили его секретарем и помощником по вопросам богословия. Его также хотели устроить на должность епископа в новом Брянском викарианстве, которое хотел организовать епископ Серафим Остроумов, но Синод не одобрил эту инициативу.
Архимандрит Иларион по-прежнему жил и работал в Москве, занимался делами академии, проводил церковные службы. Активной антирелигиозной пропаганде он противопоставлял богословские лекции и проповеди. Однажды после вечерней службы в храме на станции Пушкино пастыря арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму.
Высокое церковное служение
Иларион Троицкий провел в заключении три месяца. На свободе он принял от Патриарха Тихона сан епископа, а позже архиепископа Верейского. Иларион со смирением принял оказанную ему милость. Как многие праведники, он называл себя недостойным грешником, но всякое назначение и труд принимал и исполнял послушно.
Архиепископ Троицкий говорил, что Церкви вредят, а она побеждает. Мучеников и исповедников больше, чем предателей. Иларион стал ключевой фигурой в борьбе с обновленчеством — насаждаемой проправительственной церковью. Он активно препятствовал религиозному расколу, особенно во время службы в Сретенском мужском монастыре.
Настоятель Сретенского монастыря
В 1920 году монахов выселяли, здания монастыря забирали в государственную собственность, ценности выносили. Архиепископ, как только прибыл в Сретенскую обитель, изгнал оттуда обновленцев и освятил престол в храме, оскверненный раскольничьими службами.
Новость о том событии разнеслась по округе. Люди раскаивались в том, что послушались обновленческих священников и ходили на их службы. Новый настоятель привлекал паству не пышностью обрядов, а простотой и душевностью натуры. Святитель Иларион участвовал в службах как обычный монах, а его чистое и задушевное исполнение песнопений глубоко трогало прихожан.
Первый год службы Илариона в Сретенском монастыре омрачил недуг. Троицкий перенес брюшной тиф. Болезнь повредила сердце епископа, отчего тот страдал в последующие годы.
Кроме дел в обители и академии Иларион Троицкий временно управлял Московской епархией вместо заболевшего митрополита Евсевия: навещал отдаленные приходы, читал проповеди, служил литургии и всенощные.
Арест и ссылка
Архиепископ Верейский горячо переживал страдания, в которые повергала русскую Церковь большевистская власть. Он вселял истинную веру в души прихожан и студентов, а однажды совершил чудо — доставил в Сретенский монастырь чудотворную икону Божьей Матери Владимирскую. Образ хранился в Третьяковской галерее, но директор разрешил владыке его вывезти. Это стало поводом для ареста Илариона.
Популярность архиепископа в народе мешала антирелигиозной политике правительства. Троицкого обвинили в препятствии изъятию ценностей, проведении диспутов среди рабочих и дискредитации оппонентов. Наказание — ссылка на год в Архангельск.
Владыка Иларион делил участь ссыльного с митрополитом Серафимом Чичаговым. Священнослужители жили под охраной в квартирке, убогость которой даже отметили в протоколах регулярных обысков. В письмах Троицкий писал, что не личная судьба его беспокоит, а страдания русской православной Церкви.
Иларион следил за обстановкой в Москве, знал о попытке обновленцев захватить власть, винил советскую власть в искусственном разрушении церковного управления, преступной отмене свободы совести и невмешательства государства в дела Церкви. За подобную переписку архиепископа арестовал Архангельский губернский отдел, но доказательств связи с реакционным духовенством не нашли. В июне 1923 года Троицкий вернулся в Москву.
«Настоящий русский святитель»
Владыка Иларион приехал в Сретенскую обитель накануне дня памяти Владимирской иконы Божьей Матери. За следующие три месяца он успел многое:
- вновь стал помощником Патриарха Тихона;
- вступил во Временный Священный Синод;
- составил несколько патриарших воззваний;
- фактически управлял Московской епархией.
По поручению Патриарха Тихона архиепископ Иларион занимался устранением последствий раскола, составил покаянный чин для раскаявшихся обновленцев, исповедовал их и вновь принимал в лоно истинной православной церкви.
Тем временем верующие сами начали подавлять проповедников проправительственной конфессии. Иларион, ярый участник и победитель диспутов с ораторами из числа большевиков и обновленцев, призывал лишь избегать рукоприкладства.
Люди уважали архиепископа Троицкого. Священнослужители прозвали его «Иларионом Большим» за твердый характер и поминали на службах после имени Патриарха.
Соловки
Архиепископ Иларион без сомнений посрамил обновленческую церковь. К истинному православию вернулось большинство московских приходов. Митрополит обновленцев Евдоким попросил перемирия. Троицкий общался с Е. Тучковым, одним из начальников Секретного отдела ГПУ, о превращении агрессивной политики государства против Церкви.
Примирение с православными священнослужителями не входило в планы властей. В октябре 1923 года Илариона допросили, отпустили под подписку о невыезде, а в ноябре арестовали. В декабре архиепископа отправили в лагерь на Соловецких островах.
Троицкий воспринял заключение как монашеское послушание и школу добродетели: брался за всякую работу, то лесника, то рыбака, вязал сети, просил смягчения режима для других священников и ему не отказывали. В лагере за бодрость духа и жизнерадостность Илариона Троицкого уважали и заключенные, и надзиратели. Последние иногда называли владыкой.
Путь исповедника веры Христовой
В 1925 году Илариона перевели в Ярославскую тюрьму. Там архиепископа встретил старый знакомый Е. Тучков.
После кончины Патриарха Тихона назревал новый, григорианский раскол. Некоторым епископам не нравилась традиция преемничества в патриархате. Власти подталкивали их к перевороту, но для привлечения народа нужна была авторитетная фигура во главе. Тучков предложил Илариону поддержать григорианцев в обмен на свободу.
Архиепископ усмотрел у новых раскольников старые обновленческие методы и предпочел отправиться обратно на Соловки. Там его обвинили в разглашении подробностей беседы с Тучковым и наказали еще тремя годами заключения. Иларион жил не в общем лагере, а в отдельной избушке в лесу.
По истечении срока на Соловках вместо свободы Троицкого ожидала ссылка в Кара-Калпакскую автономию в Узбекистане. Но туда архиепископ не доехал. Его больного тифом высадили в Ленинграде. Иларион Троицкий окончил дни в больнице с радостным чувством, что наконец-то свободен.