Разновидности полунощниц и правила проведения воскресной службы
Церковная служба – это объединенные в определенной последовательности молитвы, выдержки из Священного Писания, песнопения и священные действия. Воскресная полунощница – это законченное художественно-религиозное произведение, рассчитанное на умы, настроения молящихся с целью укрепить веру и подготовить к восприятию Божественной благодати.
Понятие полунощницы в православии
Полунощница относится к повседневным богослужениям. В христианской церкви сложилась традиция молитвенного освящения девяти повседневных общественных служб. Истоки освящения именно в таком порядке относятся к ветхозаветному периоду, когда существовало правило трижды в течение дня совершать моления для принесения жертв – утром, днем, вечером.
В начале службы совершались по отдельности друг от друга, но со временем сгруппировались в три срока богослужений по 3 службы:
- вечером – девятый час, вечерня, повечерие;
- утром – полунощница, утреня и 1-й час;
- днем – третий и шестой час, литургия.
Но, если установка времени проведения общественных служб сложилась под влиянием ветхозаветной Церкви, то содержание богослужений Православная Церковь определила, исходя из христианских событий, совершившихся в эти часы. На богослужениях читаются и поются такие молитвы и места из Священного Писания, которые прямо или косвенно рассказывают о событии и призывается имя святого.
По этой причине во время ежедневных служб читают и поют как ветхозаветные псалмы, так и новозаветные молитвы и песнопения. Например, в 3-й час (в 9 часов утра) вспоминают о сошествии Святого Духа на апостолов; в 6-й час (в 12 часов дня) – страданиях Христа; в 9-й час (в 15 часов дня) – смерти Иисуса на кресте, в других службах – о воскресении Спасителя, об Успении Божией Матери и так далее.
Полунощница посвящена молитве Иисуса о чаше, Его второму пришествию и Его Страшному суду. Полночная тишина – самое благоприятное время для сосредоточенной молитвы Господу, осмыслению и раскаянию в совершенных грехах, принятии решения об исправлении. В полунощном молении верующие вспоминают о молитве Иисуса Христа Богу в Гефсиманском саду. Перед предстоящими тяжкими испытаниями Иисус молит Господа, если можно, избавить от этой «горькой» чаши, но тут же произносит, что готов «испить» ее до дна, подчиняясь воле Бога Отца.
О втором Пришествии Христа напоминает притча Христа о десяти девах, когда пять из них забыли елей для свеч и не смогли в полночь встретить Жениха. Смысл притчи подразумевает, что надо всегда помнить, что душа (свеча) в любой момент может расстаться с телом (встретить Жениха). Никогда нельзя забывать о добрых делах (елее), чтобы попасть в Царство Небесное, потому как времени для покаяния не будет. В прославлении Господа верующим надо брать пример с ангелов, хор которых не умолкает ни днем, ни ночью.
Разновидности
Каждый день недели – это и день года, поэтому на каждый день приходятся воспоминания часовые, связанные определенным часом дня; седмичные (недельные), соединенные с определенным днем недели; годовые, имеющие связь с определенным числом и месяцем.
Как следствие этого, в православии существует несколько видов полунощниц:
- вседневная (с понедельника по пятницу);
- субботняя;
- воскресная;
- праздничная;
- пасхальная.
Отличие между одноименными службами заключается в содержании и последовательности молитвословий.
Субботняя и вседневная состоят из 2-х частей, остальные – из одной.
В приходской практике во всех православных храмах читается пасхальная полунощница. Остальные разновидности службы исполняются в монастырях Русской Православной Церкви. Праздничная может заменять положенное по Уставу Всенощное бдение или читаться в некоторые православные праздники.
Правила проведения службы в церкви
Современный чин (порядок следования молитв, песнопений, священнодействий) русской полунощницы сложился к XIV веку. До настоящего времени сохранились правила службы: три канона на воскресной, канон и молитва Троице – на вседневной и субботней.
Вседневная полунощница состоит из 2-х частей.
Первая часть:
Священник: «Благословен Бог наш».
Чтец:
- «Аминь»;
- «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»;
- «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»;
- Трисвятое до «Отче наш»;
- «Господи помилуй», 12 раз;
- «От сна возстав»;
- «Приидите поклонимся»;
- псалом 50-й:
- «Помилуй мя, Боже»;
- 17-я кафизма;
- Символ веры;
- Трисвятое;
- «Отче наш»;
- тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову;
- «Господи помилуй», 40 раз;
- «Иже на всяко время»;
- «Господи помилуй», трижды;
- Слава и ныне;
- «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;
Священник: «Боже ущедри ны»;
Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».
Вторая часть:
- «Приидите поклонимся»;
- два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»;
- Трисвятое: «Отче наш»;
- заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»;
- «Иже глубинами мудрости»;
- слава: «Со святыми покой»;
- и ныне: «Блажим Тя вси роди»;
- Господи помилуй», 12 раз; молитва.
Вторая часть:
Священник: «Милостью и щедротами».
Чтец:
- канон Троичен (из Октая):
- припевы Григория Синаита;
- Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу;
- «Господи помилуй, 40 раз;
- Слава, и ныне: «Честнейшую»;
- «Именем Господним благослови, отче»:
Священник: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице».
Затем отпуст, как и на малой повечернице.
Субботняя полунощница отличается от повседневной содержанием первой части:
- вместо 17 читается 9 кафизма;
- вместо тропарей «Се жених…» – «Не созданное естевство».
Воскресная и пасхальная полунощница начинается, как и повседневная до 50-го псалома, затем следует отпуст, как и на полунощнице вседневной, за исключением заупокойных тропарей.
В тексте праздничной отсутствуют заупокойные тропари. После первого Трисвятого читается тропарь праздника, после второго – кондак.
Согласно Типикону полунощница предшествует утрени, но на практике читается перед Часами.
Значение и выводы
Служба полунощницы напоминает о молитве Иисуса Христа о чаше, о притче Спасителя о десяти девах. 50-й псалом, 17-я кафизма, тропари «Се жених…» – это покаянные молитвословия, отображающие страх и смятение перед Судом Всевышнего. Важная часть любой полунощницы – взаимное прощение: братии у настоятеля, и настоятеля у братии.