История Дня всех святых и дата православного праздника, традиции и молитвы

Светлый православный праздник – День поминовения всех святых или Петрово заговенье – отмечают в России через неделю после Троицы. Его история связана с праведной жизнью последователей Христианской церкви – и тех, кто известен повсеместно, и тех, кто служил во славу Божию, но умер в безызвестности. Перед ликом Господним они все равны. Всех их объединяет одно – Святой Дух, осенивший их земной путь и крепость веры во Всевышнего. В этот же день весна уступает дорогу лету.

Поиск молитв на все случаи жизни

День всех святых

В православии глубоко чтут тех людей, которые в земной жизни достигли мудрости, просветления, священного знания через Дары Святого Духа. Своим истинным служением Богу, постоянными молитвами, аскезами, подвижничеством они не только при жизни заслужили признания и уважения, но и после ухода в мир иной являются примером веры, смирения, безусловной любви.

В России в День всех святых вспоминают не только канонизированных, но и всех неизвестных последователей церкви, которые жизнь свою сверяли с заповедями Господа и законами Божьими.

История и традиции Дня всех святых

Христианская церковь с давних пор почитает людей, посвятивших свою жизнь служению Богу. Первыми стали апостолы. Они были рядом с Иисусом при его земной жизни, получали от него священные знания и после смерти Спасителя продолжили проповедовать Евангелие.

Следующими почитаемыми церковью стали священномученики и мученицы. Они приняли истязания и смерть во имя Единого Бога и не пожалели своей жизни, проповедуя святые знания. Затем к лику святых стали причислять служителей церкви, бывших при жизни святителями, подвижниками, преподобными монахами, пророками, защитниками «древлего благочестия».

Сосчитать всех людей, ставших в земной жизни праведными мучниками и принявших за веру смерть, невозможно. Так же невозможно учесть всех, кто самоотверженно продвигал учение Христа в массы, молился, предаваясь аскезам, в уединении за мир. Не все были прославлены и канонизированы церковью, но перед Богом они – Божьи Угодники, святые.

православный день всех святых

Праздновать и прославлять всех святых начали давно – в конце IV-начале V веков. До наших дней дошла проповедь Иоанна Златоуста – Константинопольского архиепископа и богослова – в которой он поминает всех святых, пострадавших за веру. Богослов рассказывает, что видел, как пред Агнцем стояло большое количество людей из разных племен и народов, говорящих на разных языках, и сосчитать их было невозможно. Такое количество праведников получили Божье благословение после ухода из жизни земной.

Поминали прославившихся перед Богом и церковью в разные дни. Христианский богослов Ефрем Сирин упоминает о празднике Всех святых, который отмечался 13 мая. В богослужебной книге – Сирийском Лекционарии – говорится о дате празднования Святых – в пятницу, следующую за Пасхой. Практика Иерусалимской церкви V-VII веков включала почитание и прославление священномучеников и мучеников 22 января, а апостолов и святых, которые приняли их учение – 16 апреля.

Студийский устав (Типикон), а потом и Иерусалимский, определились с точной датой праздника и поместили его в церковном календаре на первое воскресенье после Троицы (Пятидесятницы). Католики отмечают эту дату первого ноября.

православный день всех святых

Как православные отмечают День всех святых

В этот день на Руси праздновали окончание весны и наступление лета. Веселились вовсю, так как в это время заканчивается весенний мясоед и перед апостольским (Петровым) постом можно было позволить себе любое кушанье. Чаще всего гулянья и застолья поводились на природе. Вечером, когда становилось темно, молодежь разжигала костры у водоемов. Заводили игры, ходили ряжеными, шуточно пугали, водили хороводы.

До наших дней дошла традиция посещать службу в храме, а потом собираться всей семьей дома за общим накрытым столом, приглашать родственников к себе, навещать с угощениями больных и одиноких, подавать милостыню.

православный день всех святых

Когда отмечают День всех святых

Этот праздник относится к переходящим и зависит от даты Пасхи. Его отмечают ровно через восемь недель после Светлого Христова Воскресения. В 2022 году – 19 июня.

православный день всех святых

Богослужение на праздник День всех святых

Этот праздник – пограничный в порядке служб, установленных годовым богослужебным кругом Православной церкви. Это значит, что закончился период, когда использовались за богослужением песнопения Цветной Триоди (трехпесенных канонов) и начался новый период, когда поется Октоих (Осмогласник).

В утреннюю службу Дня почитания всех святых читают воскресные Евангелия.

Тематически для этого выбрано 11 событий, которые повествуют о явлении Господа Иисуса после Его чудесного Воскресения. Число 11 имеет священный смысл: таково число апостолов (не считая Иуду Искариота и Матфия, избранного позднее), последователей Спасителя.

На вечерню читают три паремии с ветхозаветными указаниями на славу святых. На следующий день – в понедельник – вместо Деяний святых апостолов и Евангелия от Иоанна читается литургия Послание апостола Павла к римлянам и Евангелие от Матфея. В то же время Апостольский пост сменяет период, когда было разрешено употребление скоромной пищи во все дни недели – сплошную (всеядную) седмицу по Пятидесятнице.

В гимнографии праздника используются высокопарные эпитеты: «начатки естества», «терпеливодушные», «Божественное облако», «непрелестные светила».

православный день всех святых

Тропарь

Празднованию посвящен тропарь с просьбой к Господу о милости для душ людских.

Тропарь Собору Всех святых, глас 4

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Кровью пострадавших во всем мире мучеников Твоих как порфирою и виссоном облеченная, их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: «Милости Твои людям Твоим ниспошли, мир народу Твоему даруй и душам нашим великую милость!»

православный день всех святых

Кондак

Песнопение, посвященное празднику, воспевает заслуги Богоносных мучеников.

Кондак Собору всех святых, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

православный день всех святых

Неделя всех святых

Православные церкви почитают всех святых в первое воскресенье (поэтому и называется этот день «Всех святых неделей») после празднования Пятидесятницы или Троицына дня. Это символично, поскольку Троица знаменует сошествие Святого Духа на апостолов. А все святые были удостоены такой же благодати, потому что перед Богом все равны.

А в следующее воскресенье – второе после Троицы – Русская Православная церковь посвящает «Неделе всех святых, в земле Русской просиявших». Этот день был установлен в трудные для Святой Руси времена, в августе 1918 года. В честь этого события была выбрана домовая церковь при Петроградском университете, которая была освещена в память о русских святых. Ее возглавлял протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский, убитый большевиками в 1937 году.

Владимир Константинович причислен Православной церковью к лику святого священномученика.

православный день всех святых

Народные традиции в Неделю всех святых

Эту неделю на Руси называли «русальной». Всем верующим давали возможность отдохнуть. В Тамбовской губернии вечером или на следующий день (утром или с обеда) молодежь устраивала шумные игрища. Крестьянские парни надевали на себя холщовые простыни или мешочную дерюгу и укрывались в полях ржи недалеко от деревни. Когда к посевам приближались девушки, кто-нибудь из молодых людей начинал хлопать кнутом.

Девушки кричали, что это русалки, и бежали прочь. Ряженые бросались в погоню. Тогда молодые женщины спрашивали, каким уродится лен, а парни указывали на размер кнута. Чем длиннее кнут, тем крупнее будут посевы.

Молодые люди в Пензенской губернии заранее готовили наряды. Рядились разными животными: козлами, лошадьми, свиньями. Часто использовали ходули, мазали лицо сажей. Ряженых окружали хохочущие девчонки и мальчишки. Все гулянье обязательно сопровождалось игрой на гармошке, балалайке, песнями и плясками, качанием на качелях, хороводами. К общему шуму присоединялись удары в печные заслонки и сковородки.

православный день всех святых

Праздник переходил из одной деревни в другую. Ряженые ходили по домам зажиточных селян и требовали угощения и водки. Так провожали весну-красну и встречали жаркое лето – пролетье. Многие ритуалы, проводимые в этот день, олицетворяли умирание и воскрешение. В некоторых губерниях проводили похороны русалки, Костромы, Чехони. Снаряжали чучело из соломы старыми вещами, оплакивали его, а потом топили в реке или рвали на мелкие кусочки и разбрасывали по полю.

Вечером обычно старшее поколение расходилось по домам, а молодежь гуляла до утра, девушки и парни купались в реке. Говорят, что все эти ритуалы должны были отвлечь людей от славянского Купалы, приходящегося на день Солнцестояния.

православный день всех святых

Старообрядческие и единоверческие храмы в честь всех святых

В честь почитаемого в народе праздника были освещены следующие храмы:

  • В Калужской губернии, в городе Боровске в 1890 году открылся храм Всех святых. Он просуществовал до 1928 года. Здание уцелело до наших дней, но сейчас там расположился Центр Искусств.
  • В 1862 году в Москве был основан Всехсвятский монастырь. Его закрыли при советской власти в 1922 году. Территорию присоединили к заводу «Серп и молот». К 1934 году церкви были разрушены. Лишь здание одной из них – Никольской – сохранилось до нынешних времен, но используется оно под офисы.
  • Еще один, женский Всехсвятский монастырь был открыт в конце XIX века в городе Шуя, что находится в Ивановской области. В 1930 году все храмы на его территории были закрыты. В 1931 году взорвали Успенский собор. А к 1955 году были разрушены остальные сооружения, принадлежащие когда-то монастырю.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий