Псалом 105

В псалме 105 Давид рассуждает о причинах «нелюбви» Господа к иудеям. Все имеет свою причину. Однажды сыны Израиля решили нарушить добровольно взятые на себя обязательства, будто бы не ведая, что Бог все видит, ничего не упускает. Певец сожалеет о «грехах отцов», старается заслужить прощение Создателя и возносит к небесам горячую молитву, просит Господа о милости, снисхождении.

Текст молитвы псалом 105

Понимание молитвенных текстов, звучащих во время богослужений, обрядов, невозможно без проникновения в суть языка. Псалмы Псалтыря в православных церквях много лет подряд читаются на церковнославянском. Такова традиция. Русские тексты тоже существуют. Ниже приводятся оба варианта.

На церковнославянском языке с ударениями

Аллилуиа

Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.

Кто возглаго́лет си́лы Госпо́дни? Слы́шаны сотвори́т вся хвалы́ Его?

Блаже́ни храня́щии суд и творя́щии пра́вду во вся́кое вре́мя.

Помяни́ нас, Го́споди, во благоволе́нии люде́й Твои́х, посети́ нас спасе́нием Твои́м.

Ви́дети во бла́гости избра́нныя Твоя́, возвесели́тися в весе́лии язы́ка Твоего́, хвали́тися с достоя́нием Твои́м.

Согреши́хом со отцы́ на́шими, беззако́нновахом, непра́вдовахом.

Отцы́ на́ши во Еги́пте не разуме́ша чуде́с Твои́х, ни помяну́ша мно́жества ми́лости Твоея́ и преогорчи́ша восходя́ще в Чермно́е мо́ре.

И спасе́ их и́мене Своего́ ра́ди, сказа́ти си́лу Свою́,

и запрети́ Чермно́му мо́рю, и изся́че, и наста́ви я́ в без́дне, я́ко в пусты́ни.

И спасе́ я́ из руки́ ненави́дящих, и изба́ви я́ из руки́ враго́в.

Покры́ вода́ стужа́ющыя им, ни еди́н от них избы́сть.

И ве́роваша словеси́ Его, и воспе́ша хвалу́ Его.

Ускори́ша, забы́ша дела́ Его, не стерпе́ша сове́та Его

и похоте́ша жела́нию в пусты́ни, и искуси́ша Бо́га в безво́дней.

И даде́ им проше́ние их, посла́ сы́тость в ду́шы их.

И прогне́ваша Моисе́а в стану́, Ааро́на свята́го Госпо́дня.

Отве́рзеся земля́ и пожре́ Дафа́на, и покры́ на со́нмищи Авиро́на,

и разжже́ся огнь в со́нме их, пла́мень попали́ гре́шники.

И сотвори́ша тельца́ в Хори́ве, и поклони́шася истука́нному,

и измени́ша сла́ву Его в подо́бие тельца́ яду́щаго траву́,

и забы́ша Бо́га спаса́ющаго их, сотво́ршаго ве́лия во Еги́пте,

чудеса́ в земли́ Ха́мове, стра́шная в мо́ри Чермне́м.

И рече́ потреби́ти их, а́ще не бы Моисе́й, избра́нный Его, стал в сокруше́нии пред Ним, возврати́ти я́рость Его, да не погуби́т их.

И уничижи́ша зе́млю жела́нную, не я́ша ве́ры словеси́ Его,

и поропта́ша в селе́ниих свои́х, не услы́шаша гла́са Госпо́дня.

И воздви́же ру́ку Свою́ на ня, низложи́ти я́ в пусты́ни.

И низложи́ти се́мя их во язы́цех, и расточи́ти я́ в страны́.

И причасти́шася Веельфего́ру, и снедо́ша же́ртвы ме́ртвых.

И раздражи́ша его в начина́ниих свои́х, и умно́жися в них паде́ние.

И ста Финее́с, и уми́лостиви, и преста́ сечь.

И вмени́ся ему в пра́вду, в род и род до ве́ка.

И прогне́ваша Его на воде́ пререка́ния, и озло́блен бысть Моисе́й их ра́ди,

я́ко преогорчи́ша дух его́ и ра́знствова устна́ми свои́ма.

Не потреби́ша язы́ки, я́же рече́ Госпо́дь им,

и смеси́шася во язы́цех, и навыко́ша дело́м их.

И порабо́таша истука́нным их, и бысть им в собла́зн,

и пожро́ша сы́ны своя́ и дще́ри своя́ бесово́м,

и пролия́ша кровь непови́нную, кровь сыно́в свои́х и дще́рей, я́же пожро́ша истука́нным ханаа́нским, и убие́на бысть земля́ их кровьми́,

и оскверни́ся в де́лех их, и соблуди́ша в начина́ниих свои́х.

И разгне́вася я́ростию Госпо́дь на лю́ди Своя́, и омерзи́ достоя́ние Свое́,

и предаде́ я́ в ру́ки враго́в, и облада́ша и́ми ненави́дящии их.

И стужи́ша им врази́ их, и смири́шася под рука́ми их.

Мно́жицею изба́ви я́, ти́и же преогорчи́ша Его сове́том свои́м и смири́шася в беззако́ниих свои́х.

И ви́де Госпо́дь, внегда́ скорбе́ти им, внегда́ услы́шаше моле́ние их.

И помяну́ заве́т Свой, и раска́яся по мно́жеству ми́лости Своея́,

и даде́ я́ в щедро́ты пред все́ми плени́вшими я́.

Спаси́ ны, Го́споди Бо́же наш, и собери́ ны от язы́к испове́датися и́мени Твоему́ свято́му, хвали́тися во хвале́ Твое́й.

Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев от ве́ка и до ве́ка. И реку́т вси лю́дие: бу́ди, бу́ди.

На русском языке

Аллилуиа

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?

Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!

Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,

дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.

Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.

Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.

Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.

Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше;

и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.

Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.

И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему.

Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;

увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.

И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.

И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.

Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.

И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.

Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;

и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.

Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,

дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.

И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их.

И презрели они землю желанную, не верили слову Его;

и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.

И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,

низложить племя их в народах и рассеять их по землям.

Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,

и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.

И восстал Финеес и произвел суд, – и остановилась язва.

И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.

И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,

ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.

Не истребили народов, о которых сказал им Господь,

но смешались с язычниками и научились делам их;

служили истуканам их, которые были для них сетью,

и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;

проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью;

оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.

И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим

и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.

Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.

Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое.

Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,

и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;

и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.

Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою.

Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!

История написания

Предположительно, период создания псалма относится ко временам блуждания иудеев в поисках родины. На что указывают детали в виде проявления малодушия, поклонения «золотому тельцу». Все это вызвало справедливый гнев Бога. Пославшего нечестивцам кары.

Также в тексте упоминается переход через воды морские. Так что примет достаточно. Впрочем, по альтернативной версии песню сопоставляют с иным временным промежутком. Вавилонским пленом, когда сыны Израиля были рассеяны по всем обитаемым землям.

Для чего читают псалом 105?

Священники рекомендуют использовать чтение песни при малодушии, безверии, утрате надежды. Строки псалма помогут вернуться на Путь Истины. Также читающий песню может помочь кому-то из близких. Привести их к покаянию, исполнению заповедей. К вере в Бога.

В домашней обстановке чтение текста способствует просвещению ближних. Исповеди. Восстановлению в памяти величия Творца, дарованных Господом благ.

Толкование псалма 105

По сути, данный текст – это история о том, что «хорошо» и что «плохо». Певец приводит многочисленные примеры отступничества. Когда отдельные иудеи, возгордившись, стали сомневаться в силе Господа. И отказались от данных обетов. За что и последовала заслуженная кара. Далее разберем псалом построчно.

Толкование псалма 105

В стихах с 1 по 5 певец молит Господа о прощении. Обращается к Создателю. Просит вернуть иудеям былое благоденствие. Сам же, вместе с соплеменниками, клянется славить Бога. Признавая, что нет силы в мире, равной могуществу Творца.

Стих 6-12 наполнены болью автора от признания прегрешений, злодеяний, которые чинили иудеи. Все посланные кары – заслужены. Ибо сыны Израиля часто уподобляются малым, неразумным детям. Вера их слаба. Стоит только встретить на пути какое-то испытание, как малодушные начинают сомневаться в Господе.

Но лишь только Создатель явит новое чудо (как, например, расступившиеся воды моря), тотчас же все впадают в экстаз. Господь не может постоянно творить чудеса. Убеждать иудеев в силе своей. Они должны помнить о величии Создателя. И поклоняться Богу ежечасно. Благодарить за оказанные милости.

Стих 13-33 описывают отказ сынов Израиля от служения Богу. Человек легко забывает о душе, стремясь накормить плоть. Усладить себя вкусной пищей, греховными забавами, предаваясь разврату. Не понимая, что тело – лишь сосуд для души. В гневе Господь наслал на иудеев моровую язву. Но и это не образумило отщепенцев, разуверившихся.

Стоило Моисею отлучится, как тут же самые дерзкие поспешили заявить, что не нуждаются ни в Боге, ни в его пророках. Стали поклоняться идолу. Золотому тельцу. В ярости Создатель был готов искоренить все племя Израилево. Только заступничество Моисея спасло иудеев.

Далее автор подробно анализирует, когда, за что Господь насылал кары на его соплеменников. Но и в этой ситуации Бог не оставлял бедствующих, поклоняющихся Ему. Хотя и вынужден был вновь и вновь посылать испытания иудеям, упорствующим в собственном безверии. Творящих зло, беззаконие (стихи 34-46).

Завершается псалом (строки 47-48) мольбой певца к Создателю. Просьбой не оставить сынов Израиля. И обещанием соблюдать заветы, возносить хвалу Господу.

Правила чтения

Храмовые богослужения всегда проводятся на старославянском языке. Таковы незыблемые правила, установленные церковью. Дома не возбраняется чтение молитв на русском языке. Желательно – по памяти, а не с печатного листа. Исключение делается для тех, кто плохо запоминает тексты. Или недавно пришел к вере. Но в будущем лучше всего заучить каждый псалом наизусть.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector