Псалом 125
Псалом 125 не имеет надписания, позволяющего точно установить его авторство, историю создания. Исследователи склонны считать, что текст создан, когда иудеи получили великую милость Бога, освобождение из плена. Тогда благодарные сыны Израиля вознесли молитву Создателю. Написали торжественный гимн, славящий Имя Господа, возблагодарили за спасение.
Текст молитвы псалом 125
Ниже приводятся 2 наиболее распространенных варианта текста. Это церковнославянский, для храмовых служб, и «обычный», русский, для моления дома, келейно.
На церковнославянском языке с ударениями
Песнь степе́ней.
Всегда́ возврати́ти Го́споду плен Сио́нь, бы́хом я́ко уте́шени.
Тогда́ испо́лнишася ра́дости уста́ на́ша и язы́к наш весе́лия, тогда́ реку́т во язы́цех: возвели́чил есть Госпо́дь сотвори́ти с ни́ми.
Возвели́чил есть Госпо́дь сотвори́ти с на́ми: бы́хом веселя́щеся.
Возврати́, Го́споди, плене́ние на́ше, я́ко пото́ки ю́гом.
Се́юшии слеза́ми, ра́достию по́жнут.
Ходя́щии хожда́ху и пла́кахуся, мета́юще се́мена своя́, гряду́ще же прии́дут ра́достию, взе́млюше рукоя́ти своя́.
На русском языке
Песнь восхождения.
Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут в радости, поднимая снопы свои.
История написания
Создание песни имеет непосредственное отношение к возвращению иудеев из плена. В тексте в полной мере отражены сомнения, глубокое отчаяние тех, кто оказался в рабстве. И величайшая радость от того, что они, наконец, свободны. Что касается авторства, то здесь мнения расходятся. По одним источникам псалом написан Ездрой. Либо кто-то из его соратников. Хотя в Библии говорится, что на родину из плена возвращались сыны Асафа.
Для чего читают псалом 125?
Издавна считалось, что данная песнь служит подспорьем тем, кто тяжело, напряженно трудится. На смену страданиям, слезам придет радость. Как говорится в тексте, разоренные пашни, пустые земли Израиля дадут обильный урожай. А все потому, что Господь благословил его. Еще чтение текста помогает тем, кто часто испытывает головные боли. Страдает от мигреней.
Толкование псалма 125
Цикл «песен восхождения» отличается единым светлым, благостным настроением. Молящиеся полны надежды на Господа, его помощь в делах своих. И ликуют, зная, что Бог не оставит их в минуты скорби, бедствий. Однако узнаем, как же толкователи трактуют строки псалма.
Стихи с 1 по 2 описывают радость иудеев от возвращения на родину. В это сложно было поверить: внезапное, чудесное избавление от тягот рабства. Сброшенные оковы, изумление тех, кто наконец-то обрел свободу. Вернувшиеся из Вавилона четко знали, кого должны они благодарить за случившееся. Кому возносить молитвы. Только Господу. Небесному Пастырю и защитнику. Многие соседние народы разделили вместе с иудеями их радость. Не сомневаясь, что Бог не оставляет свой избранный народ. Во всем помогает ему.
В стихах 3-4 автор констатирует факт, что сила Господа – вновь с сынами Израиля. Простер над Иудеей великую благодать. Отныне все поклоняющиеся Иегове спокойны. Они знают, что Бог всегда будет с ними. Далее певец рассуждает, что без воли Бога, его вмешательства не было бы никакого спасения. Господь всемилостив. Он даровал свободу верующим в него. Чистым сердцем. Нечестивцы же недостойны такой участи. Будут оставлены в плену, рабстве.
Стих 5 подтверждает, что все решения, которые человек по недомыслию, невежеству причисляет к собственным, принадлежат Господу. Он движет небесными светилами, управляет жизнью на земле. В великой милости посылает испытания избранным. После всех тягот, выпавших на их долю забот, принимая, как ласковый отец принимает возвратившихся чад своих. С любовью, нежностью, наделяя их благами, пищей, достатком. Нечистые же сердцем никогда не обретут радости. Ибо не веруют в Господа.
В стихе 6 использована яркая, образная аналогия с землепашцами. Труден, тяжел труд того, кто сеет зерна в пашню, зарабатывая себе пищу потом, кровавыми мозолями. Тем сильнее радость от получения урожая. Потому что благословлен он Богом. Иносказательно автор напоминает о состояние души человека, который должен, подобно пахарю, тяжело трудиться, преодолевая слабость. Неверие. Чтобы заслужить милость Господа. Тот самый «урожай». И ощутить немыслимую радость, находясь под крылом Создателя. Веруя, поклоняясь ему.
Правила чтения
Ограничение на произнесение строчек песни на церковнославянском языке не распространяется на домашнее чтение. Данное правило строго действует только в храмах, во время богослужений. Дома псалом можно читать по-русски.