Псалом 77
Считается, что псалом 77 написан Асафом, последователем Давида. В тексте имеются конкретные факты, связанные с историей сынов Израилевых. Велики испытания, посланные Господом. Выдержать их смогут только сильные и верующие. Бог неспроста проверяет свой избранный народ. Он хочет отделить зерна от плевел, вырастить племя, достойное великих милостей – истинных праведников.
Текст молитвы псалом 77
Данная песнь – одна из самых продолжительных. Неслучайно автор подробно описывал прегрешения иудеев, искал причины гнева Господа. Традиционно все песни дошли до нас в первозданном виде, на старославянском языке. Ныне на нем никто уже не общается. Однако в храмовых службах молитвы по-прежнему читаются так. Существует и вариант на русском, упрощенный.
На церковнославянском языке с ударениями
Разума Асафу,
Внемли́те, лю́дие мои́, зако́ну моему́, приклони́те у́хо ва́ше во глаго́лы уст мои́х.
Отве́рзу в при́тчах уста́ моя́, провеща́ю гана́ния испе́рва.
Ели́ка слы́шахом и позна́хом я́, и отцы́ на́ши пове́даша нам:
не утаи́шася от чад их в род ин, возвеша́юще хвалы́ Госпо́дни и си́лы Его, и чудеса́ Его, я́же сотвори́.
И воздви́же свиде́ние во Иа́кове, и зако́н положи́ во Изра́или: ели́ка запове́да отце́м на́шим, сказа́ти я́ сыново́м свои́м,
я́ко да позна́ет род ин, сы́нове родя́щиися, и воста́нут и пове́дят я́ сыново́м свои́м:
да положа́т на Бо́га упова́ние свое́, и не забу́дут дел Бо́жиих, и за́поведи Его взы́щут.
Да не бу́дут я́коже отцы́ их, род стропти́в и преогорчева́яй, род и́же не испра́ви се́рдца своего́, и не уве́ри с Бо́гом ду́ха своего́.
Сы́нове Ефре́мли наляца́юще и стреля́юше лу́ки, возврати́шася в день бра́ни:
не сохрани́ша заве́та Бо́жия, и в зако́не Его не восхоте́ша ходи́ти.
И забы́ша благодея́ния Его, и чудеса́ Его, я́же показа́ им
пред отцы́ их, я́же сотвори́ чудеса́ в земли́ Еги́петстей: на по́ли Танео́се.
Разве́рзе мо́ре, и проведе́ их, предста́ви во́ды я́ко мех.
И наста́ви я́ о́блаком во дни, и всю нощь просвеще́нием огня́.
Разве́рзе ка́мень в пусты́ни, и напои́ я́ я́ко в бе́здне мно́зе,
и изведе́ во́ду из ка́мене, и низведе́ я́ко ре́ки во́ды.
И приложи́ша еще́ согреша́ти Ему, преогорчи́ша Вы́шняго в безво́дней;
и искуси́ша Бо́га в сердца́х свои́х, воспроси́ти бра́шна душа́м свои́м.
И клевета́ша на Бо́га, и ре́ша: еда́ возмо́жет Бог угото́вати трапе́зу в пусты́ни?
Поне́же порази́ ка́мень, и потеко́ша во́ды, и пото́цы наводни́шася: еда́ и хлеб мо́жет да́ти, или́ угото́вати трапе́зу лю́дем Свои́м?
Сего́ ра́ди слы́ша Госпо́дь и презре́: и огнь возгоре́ся во Иа́кове, и гнев взы́де на Изра́иля,
я́ко не ве́роваша Бо́гови, ниже́ упова́ша на спасе́ние Его.
И запове́да облако́м свы́ше, и две́ри небесе́ отве́рзе,
и одожди́ им ма́нну я́сти, и хлеб небе́сный даде́ им.
Хлеб а́нгельский яде́ челове́к, бра́шно посла́ им до сы́тости.
Воздви́же юг с небесе́, и наведе́ си́лою Свое́ю ли́ва,
и одожди́ на ня я́ко прах пло́ти, и я́ко песо́к морски́й пти́цы перна́ты.
И нападо́ша посреде́ ста́на их, о́крест жили́щ их.
И ядо́ша и насы́тишася зело́, и жела́ние их принесе́ им.
Не лиши́шася от жела́ния своего́: еще́ бра́шну су́щу во усте́х их:
и гнев Бо́жий взы́де на ня, и уби́ мно́жайшая их, и избра́нным Изра́илевым запя́т.
Во всех сих согреши́ша еще́, и не ве́роваша чудесе́м Его.
И исчезо́ша в суете́ дни́е их, и ле́та их со тща́нием.
Егда́ убива́ше я́, тогда́ взыска́ху Его, и обраща́хуся, и у́треневаху к Бо́гу:
и помяну́ша, я́ко Бог Помо́щник им есть, и Бог Вы́шний Изба́витель им есть.
И возлюби́ша Его усты́ свои́ми, и язы́ком свои́м солга́ша Ему:
се́рдце же их не бе пра́во с Ним, ниже́ уве́ришася в заве́те Его.
То́йже есть щедр, и очи́стит грехи́ их, и не растли́т, и умно́жит отврати́ти я́рость Свою́, и не разжже́т всего́ гне́ва Своего.
И помяну́, я́ко плоть суть, дух ходя́й и не обраща́яйся.
Колькра́ты преогорчи́ша Его в пусты́ни, прогне́ваша Его в земли́ безво́дней?
И обрати́шася, и искуси́ша Бо́га, и Свята́го Изра́илева раздражи́ша,
и не помяну́ша руки́ Его в день, во́ньже изба́ви я́ из руки́ оскорбля́юшаго,
я́коже положи́ во Еги́пте зна́мения Своя́, и чудеса́ Своя́ на по́ли Танео́се,
и преложи́ в кровь ре́ки их, и исто́чники их, я́ко да не пию́т.
Посла́ на ня пе́сия му́хи и поядо́ша я́: и жа́бы, и растли́ я́.
И даде́ рже плоды́ их, и труды́ их пруго́м.
Уби́ гра́дом виногра́ды их, и черни́чие их сла́ною,
и предаде́ гра́ду скоты́ их, и име́ние их огню́.
Посла́ на ня гнев я́рости Своея́, я́рость и гнев и скорбь, посла́ние а́нгелы лю́тыми.
Путесотвори́ стезю́ гне́ву Своему́, и не пощаде́ от сме́рти душ их: и скоты́ их в сме́рти заключи́,
и порази́ вся́кое перворо́дное в земли́ Еги́петстей, нача́ток вся́каго труда́ их в селе́ниих Ха́мовых.
И воздви́же я́ко о́вцы лю́ди Своя́, и возведе́ я́ я́ко ста́до в пусты́ни,
и наста́ви я́ на упова́ние, и не убоя́шася, и враги́ их покры́ мо́ре.
И введе́ я́ в го́ру святы́ни Своея́, го́ру сию́, ю́же стяжа́ десни́ца Его.
И изгна́ от лица́ их язы́ки, и по жре́бию даде́ им [зе́млю] у́жем жребодая́ния, и всели́ в селе́ниих их коле́на Изра́илева.
И искуси́ша и преогорчи́ша Бо́га Вы́шняго, и свиде́ний Его не сохрани́ша,
и отврати́шася, и отверго́шася, я́коже и отцы́ их, преврати́шася в лук развраще́н,
и прогне́ваша Его в хо́лмех свои́х и во истука́нных свои́х раздражи́ша Его.
Слы́ша Бог и презре́, и уничижи́ зело́ Изра́иля,
и отри́ну ски́нию Сило́мскую, селе́ние, е́же всели́ся в челове́цех.
И предаде́ в плен кре́пость их, и добро́ту их в ру́ки враго́в,
и затвори́ во ору́жии лю́ди Своя, и достоя́ние Свое презре́.
Ю́ношы их пояде́ огнь, и де́вы их не осе́тованы бы́ша;
свяще́нницы их мече́м падо́ша, и вдови́цы их не опла́каны бу́дут.
И воста́ я́ко спя́ Госпо́дь, я́ко си́лен и шу́мен от вина́,
и порази́ враги́ Своя вспять, поноше́ние ве́чное даде́ им.
И отри́ну селе́ние Ио́сифово, и коле́но Ефре́мово не избра́,
и избра́ коле́но Иу́дово, го́ру Сио́ню, ю́же возлюби́,
и созда́ я́ко единоро́га святи́лище Свое, на земли́ основа́ и́ в век.
И избра́ Дави́да раба́ Своего́, и восприя́т его от стад о́вчих.
От дои́лиц поя́т его пасти́ Иа́кова раба́ Своего́ и Изра́иля достоя́ние Свое.
И упасе́ я́ в незло́бии се́рдца своего́, и в ра́зумех руку́ свое́ю наста́вил я́ есть.
На русском языке
В научение. Асафа.
Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, —
возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его.
и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:
они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:
разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною;
и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня;
рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;
из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.
Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:
искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,
и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»
Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»
Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля
за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,
и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею
и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:
поверг их среди стана их, около жилищ их, —
и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,
гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.
При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их,
и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!
и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева,
не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;
послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;
земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче;
виноград их побил градом и сикоморы их — льдом;
скот их предал граду и стада их — молниям;
послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;
уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;
поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею;
вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;
и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;
прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;
отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;
огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.
Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;
отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.
Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;
священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,
и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;
и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,
а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,
и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.
И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
История написания
По хронологии создания псалом относится к временам поиска истины. Понимания, за что, какие прегрешения на сынов Израиля обрушились многочисленные кары. Праведники искали причины в поведении соплеменников. Господь никогда не посылает испытания напрасно.
Бог избрал иудеев как народ, исповедующий угодные Ему обряды, служение. Беззаветно преданный Создателю. Но на каком-то этапе юноши забыли заветы предков. Решили, что способны сами управлять собственной судьбой. Отринули Волю Его. И были наказаны.
Для чего читают псалом 77?
Данная песнь – полноправная составляющая главы Псалтыря, 11 кафисмы. В богослужениях текст традиционно звучит каждую среду. Во время Великого поста периодичность меняется. Песнь читается 2 раза в неделю, по вторникам и четвергам.
Что касается повода для чтения псалма, то на основании толкования Арсения Каппадокийского, текст способен помочь в сложных финансовых ситуациях. Например, когда молящегося одолевают кредиторы. Псалом призван просветить взимающих. Вселить в их душу доброту, милосердие.
Толкование псалма 77
Текст песни – один из самых обширных. В нем 72 строки. Автор, Асаф, подробно описывает, как иудеи утратили веру в Бога. Оступились. И понесли заслуженное наказание. Господь велик в милости. Но и кара Его по отношению к отступникам, грешникам, также велика.
В стихах с 1 по 8 Асаф делает небольшое отступление. Рассказывает, как иудеи обрели собственную землю. Стали угодным Господу народом. Почему их пажити всегда давали щедрый урожай. А противники оказывались посрамлены. Терпели поражение.
Далее певец переходит к подробному описанию тех испытаний, которые довелось принять иудеям после их отступничества. Асаф не оправдывает соплеменников. Он взывает к собственному народу. Просит признать справедливость наказания. Иудеи предали своего Бога. И пострадали за это (стихи 9-39).
В стихах с 40 по 72 Асаф продолжает обличение многочисленных прегрешений соплеменников. Вина за это лежит и на нем. Ведь он — часть племени Израиля. В данной ситуации единственным спасением для всех является покаяние. Испытания посланы Господом в Его великой милости. Он не лишил грешников жизни. Но заставил их понять, за что наказывает иудеев.
Все утратившие веру должны раскаяться. Признать вину. Вернуться в лоно церкви. И продолжить исполнять обряды, следовать Заветам Его.
Правила чтения
Для всех псалмов существуют определенные правила чтения. Главное, это спокойная, умиротворяющая обстановка. В храмах тексты звучат на церковнославянском языке. В быту допустимо читать произносить строки песни на русском. Но обязательно по первоисточнику. А еще лучше – по памяти, выучив наизусть.