Что такое Фаворский свет и какова его природа, научное и церковное объяснение

Святой Палама и католический монах Варлаам спорили об озарении, которое наблюдают духовные подвижники на продвинутых стадиях созерцания и молитвы и которое известно под названием Фаворского света. Константинопольский собор 1351 года заявил, что это не сотворенная сущность и не часть сущности Бога, а скорее сошедшая благодать, сияние и энергия, которая исходит непосредственно от самого божественного.

Поиск молитв на все случаи жизни

Что это такое

Название явления происходит от названия горы недалеко от Иерусалима, где Иисус Христос провел свои последние дни перед тем, как его увели на распятие. Именно во время ночной молитвы с тремя апостолами они узрели его Божественный свет. Лицо Иисуса светилось, а его одежды стали ослепительно белыми. Святой Петр исполнился благоговения и сказал: «Как хорошо, что мы здесь!».

Апостолы спустились с горы Фавор и вернулись в мир грешников, никогда не забывая о божественном сиянии, свидетелями которого они стали – настолько, насколько могли постичь люди. Однако этот опыт был не только у них. О мучениках, умерших за Христа, также сообщалось, что они видели открытые небеса и Иисуса на его престоле. Более того, говорили, что те, кто посвятил свою жизнь молитве и духовному очищению, мельком видели яркость Божьей силы, то есть Фаворский свет.

Христиане постепенно пришли к пониманию того, что божественный свет появляется не только на горе Фавор, но может снизойти к людям в любом месте, где присутствует верный слуга Господа.

Как появилось учение

До середины 14-го века не было никаких официальных объяснений со стороны Церкви относительно божественной природы Фаворского света. В течение примерно тысячи лет монахи и духовные личности испытывали божественную благодать, но не раскрывали это. Около 30-го года 14 века в Константинополь прибыл Варлаам – монах, родившийся в Италии и учившийся там.

Варлаам был в недоумении после того, как увидел образ жизни монахов на горе Афон, в центре монашества и аскетизма. Будучи рационалистом, он не верил, что можно понять Бога человеческим разумом, и что любая другая форма понимания невозможна. Особенно его беспокоили заявления некоторых монахов, утверждавших, что через непрестанную молитву они могут узреть то, что узрели однажды сами апостолы.

Что такое Фаворский свет

Варлаам написал ряд текстов, в которых он ругал монахов, считавших, что они могут постичь Бога, и утверждал, что озарение, которое наблюдали апостолы на Фаворе, было действием Бога, подобным свету природы. Именно тогда начались его разногласия со святым Григорием Паламой. Последний был человеком, посвятившим себя постоянной молитве и практиковавшим аскетизм на горе Афон с восемнадцати лет. Именно здесь этот святой человек разработал доктрину, которая впоследствии была одобрена Собором. Вот что она включала:

  1. Отношения с Богом возможны благодаря тому, что он открывает себя верующим; это связано с признанием воплощения Христа, который является нашим братом и спасителем во плоти.
  2. Святой вводит понятие «энергия», которое относится к сиянию, виденному апостолами и созерцаемому великими аскетами. Это не сущность Бога, которую не могут постичь люди, а скорее его лучезарная природа, которая никогда не может быть отделена от него.
  3. Это означает, что люди теперь могут получить знания о Боге; поскольку свет исходит от него, он также известен как «Божественный и неизреченный свет, и Царство Небесное», а также как «видение радости для святых на протяжении всей вечности, естественное сияние и слава Божественности».

Где упоминается Фаворский свет

О Фаворском свете часто упоминается в святых книгах. На страницах книги Исход мы читаем о терновом кусте, который был охвачен пламенем, но не обычным, так как он не горел.

Этот же свет озарил лицо пророка Моисея после его встречи с Богом на горе Синай, поэтому ему нужно было прикрыть лицо, так как смертные глаза не могли стерпеть его блеск.

Писание также говорит об огненном столпе, который вел Божий народ во время исхода из Египта. Более того, огненная колесница упоминается, когда говорится о пророке Илии, который был взят живым на небо.

Что такое Фаворский свет фото

Многие считают, что звезда, возвестившая о рождении Иисуса, символизирует Божий свет. Этот же свет наблюдали пастухи в поле, это о рождестве Иисуса им сообщили ангелы.

Считается, что сцена на вершине Фавора символизирует попытку Иисуса укрепить веру в него своих апостолов перед распятием. Поскольку они были в основном необразованными и не могли постичь сложные теории, он использовал сочетание вербального и визуального представления для передачи своего послания.

Это, безусловно, верно, но вопрос требует дальнейшего изучения. Чтобы лучше разобраться в нем, мы должны вспомнить, что Иисус сказал своим ученикам незадолго до того, как явил чудо Преображения. Иисус заявил, что некоторые из тех, кто повинуется ему, смогут стать свидетелями Царства Божьего даже тогда, когда они еще будут жить на земле.

Значение выражения «увидеть Фаворский свет»

Когда мы обсуждаем Преображение Господне, обычно мы имеем в виду изменения, которые апостолы наблюдали во Христе – его сияние и белые одежды. Святые отцы, такие как Григорий Палама и Иоанн Дамаскин, понимают это событие более глубоко: они считают, что свет изначально был частью природы Бога, поэтому то, что произошло во время Преображения, было трансформацией не столько Иисуса, сколько его учеников.

Они получили способность постигать Божью славу через изменение своей души, которое также изменило их физическое зрение и позволило им видеть Бога «как он есть». Апостол Павел позже объяснит это, когда скажет: «Мы же все с непокрытыми лицами, отражаясь, как в зеркале, видим, как в стекле, славу Господа нашего, преобразующего нас в тот же образ от одной степени славы в другую духом Господа нашего».

Фаворский свет

Святые отцы предостерегают тех, кто практикует аскетизм, от преждевременного стремления испытать «видения и откровения». Они объясняют, что это не зависит от человека, который желает милости или даже прилагает усилия. Ведь в конечном итоге только Бог может решить, достоин ли кто-то его милости. Те, кто ищет благословения на своих условиях, иногда могут иметь видения, однако этот так называемый свет на самом деле является ложной иллюзией, посланной демонами.

Есть ли научное объяснение

Эксперты, как в науке, так и в религии, согласны с тем, что божественный Фаворский свет – это не то же самое, что естественный свет. Евангелия описывают его как более яркий, чем солнце, и более белый, чем снег, но не ослепляющий. Он был теплым, но не слишком горячим, и оказывал духовное воздействие на людей, принося им чувство радости и удовлетворения – то, чего не делает естественный свет.

Ученые озадачены этим явлением, но очевидно лишь одно: оно не связано с повседневной реальностью.

Свет на иконах

На первых изображениях Преображения мы видим белые одежды Господа, окружающие Его мандорлу – представление божественного сияния. Позже иконописцы пытались проиллюстрировать это не только в изображениях Христа, но и святых. Феофан Грек использовал блики белого цвета на портретах Господа и святых. Образ святого Макария полностью заполнен белым сиянием, за исключением его лица и рук, направленных к небу. Иконы Андрея Рублева, особенно «Троица», залиты золотым светом.

Дионисий же писал картины по примеру великих мастеров, стремясь подражать им, передавая радость от Божественного присутствия.

Фаворский свет фото

Светимость не является результатом внешнего, нефизического света, а скорее присуща среде, в которой живут и двигаются персонажи Дионисия. Этот мир наполнен светом. Грациозные позы фигур, прозрачность их очертаний, изящные линии и движения вызывают ощущение музыкального мастерства. Ярчайшие бирюзовые и голубые оттенки смешиваются с нежными розовыми и красными, а различные колера охры – от желтовато-песочного до кирпично-красного и коричневого – перетекают из одного в другое.

Зеленый вызывает воспоминания о майской листве, а синий – о небе в солнечный апрельский день. Использование различных цветов в храме вызывает ощущение счастья и веселья, атмосферу, напоминающую мелодичные напевы, будь то из этого мира или с небес. Другими словами, это состояние можно описать как радостный восторг.

Светские художники часто изображали радостное празднование божественного, хотя они, как правило, фокусировались на земной красоте, а не на небесной. Тем не менее, когда эти работы освещены светом, просвещающим всякого, приходящего в мир», ищущие Бога могут найти в них отклик.

Церковь воспевает Преображение так, как будто это непрерывный процесс, а не просто один момент времени. Мы можем переживать это преображение души по мере того, как все больше осознаем присутствие Бога в природе, искусстве, молитве и таинствах. Бог доступен всем, кто открыт для его принятия.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий