Житие Кирилла Александрийского и в чем помогает икона святителя, молитвы
Выдающихся церковных деятелей называют «отцами» или «учителями» церкви. К группе таких лиц причислены только самые видные исторические фигуры. Кирилла Александрийского вспоминают как представителя Александрийской Богословской церкви, истинного полемиста и основателя несторианства. Речь Кирилла о чистоте христианского учения до сих пор считается эталоном при оспаривании некоторых моментов, касающихся различных богослужений.
Житие святителя Кирилла Александрийского
Кирилл – архиепископ Александрийский. Он заслужил память о себе у христиан тем, что с уверенностью и упорством отстаивал церковные интересы на протяжении своей жизни. Борец за справедливость, он ставил выгоду духовенства выше собственной выгоды.
Происхождение и ранние годы
О происхождении святителя известно немного. Исследователи утверждают, что годом его рождения был 376 год. Он воспитывался матерью и дядей, которые проживали на северо-востоке Египта. Мальчик получил основное христианское образование: изучал риторику, грамматику, теологию и богословие.
Служение Богу
В роду Кирилла были епископы и архиепископы. Он начал служение Господу с рукоположения в начальный сан. Постепенно будущий святитель продвигался по карьерной лестнице, одновременно создавая многочисленные труды, в которых выражал мысли по поводу смысла христианства.
Кончина святого
Святитель скончался на службе в своей епархии. До последних дней он успешно руководил вверенными ему приходами, составлял записки, делал пометки для потомков. Кончину он предвидел неоднократно, был готов к ней и ежедневно молился за здравие воспитанников.
Почитание в православии
Имя свт. Внесено в календарь для почитаний 9 июня. Кроме того, его вспоминают совместно со святым Афанасием, 2 мая. Во второй половине 1935 года Союз астрономов назвал кратер на Луне именем Кирилла Александрийского.
Иконография
Архиепископа традиционно изображают на греческих иконах в золотом облачении. Он исполнен в полный рост так, как будто совершает одно из богослужений. Руки святителя заняты свитками, на которых написаны части текстов из Священного Писания.
Второй тип иконического изображения предполагает явление архиепископа попоясно. Этот вариант более распространен. Святитель предстает опытным старцем, держит в руках Священное Писание. Одной рукой он изображает благословляющий жест. Чаще всего иконы Кирилла написаны в известном византийском стиле, к которому относятся все работы этого типа, с тонкими ликами, узкими частыми тела.
Из-за периода иконоборчества, которое охватило страны, многие древние полотна были утеряны. Списки, сделанные с давних изображений, повторяют основную линию оригиналов.
Существует уникальное полотно, которое изображает Кирилла рядом с предшественником, представителем богословской Александрийской школы, Афанасием. Оба архиепископа стоят плечом к плечу со свитками в руках. Они благословляют верующих соответствующими жестами.
Творческое наследие
Обширное творческое наследие святителя до сих пор не до конца изучено. Его перу принадлежит более 100 трудов на тему теологии, более 400 работ на тему богословия. Особенно популярны послания, которые сделаны архиепископом во время его борьбы с Нестором.
Серьезным проектом Кирилла было создание комментариев к Ветхому Завету. Он трудился над ними на протяжении 30 лет, одновременно переводил различные богословские работы и делал записи к будущим трудам по теологии.
Основной мыслью Кирилла было признание единого толкования ветхозаветных книг, отрицание вольного понимания канонических основ. Над этим Кирилл трудился на протяжении всей жизни, за это был почитаем до кончины и получил звание одного из отцов церкви.
Православные тексты
Кириллу Александрийскому посвящено множество текстов. Кондак включен в текст акафиста.
Тропарь
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев Богодухнове́нное удобре́ние,/ Кири́лле прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак
Избрании от Небеснаго Пастыреначальника отцы наша, пресветлая двоице святителие Афанасие и Кирилле, великаго Александрийскаго града первопрестольницы, оружием креста и молитвы враги Церкве Христовы победившии, песньми духовными восхваляем вас, святых заступников наших. Вы же яко имущии дерзновение ко Господу, молитеся за Церковь Православную, за град ваш и вся люди с любовию зовущия:
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.
Ангели земнии и человецы небеснии явистеся, святителие Афанасие и Кирилле, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, яко два светила просвещали есте по преемству друг другу на престоле патриаршем всю землю и яко велиции иерарси и учителие наши заградили есте еретиков злославных учение, благочестием напояюще верных. Темже и мы, истинною верою Христовою утвержденнии, воспеваем вам, защитникам Церкве Православныя, сице:
Радуйтеся, прелести мира сего отвергшии.
Радуйтеся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающии хранители.
Радуйтеся, Единаго Христа всем сердцем возлюбившии.
Радуйтеся, волю свою воли Божией покорившии.
Радуйтеся, образ истинныя веры в себе показавшии.
Радуйтеся, мужественно иго Христово на себе возложившии.
Радуйтеся, божественныя премудрости исполненнии.
Радуйтеся, Духа Пресвятаго сосуди избраннии.
Радуйтеся, вернии делатели винограда Христова.
Радуйтеся, Церкве Православныя украшение.
Радуйтеся, архипастыри святыя Александрийския Церкве.
Радуйтеся, вечныя радости наследницы.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.
Кондак 2
Видя Сердцеведец Господь твердое твое изволение, мудрость и благочестие, поставляет тя, отче Афанасие, на свещнице Церкве Александрийския, да свет святаго Евангелиа возсияет во странах Востока и просвещеннии тобою людие воспевают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.
Разумом светлым и сердцем чистым изволению Божию повинувшеся, иго Христово благое вземше, по стопам апостолов последовали есте на нивы духовныя, отцы наши Афанасие и Кирилле, обильно сеюще слово Божие, просвещающе паству свою благодатию и в вере истинней утверждающе многих. Темже и мы, вашими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице:
Радуйтеся, издетска Богом благословеннии.
Радуйтеся, в истинней простоте и безмолвии пожившии.
Радуйтеся, от юности себе Богу посвятившии.
Радуйтеся, еще во отрочестве любовию к слову Божию напоеннии.
Радуйтеся, житие иноческое возлюбившии.
Радуйтеся, Господеви верно послужившии.
Радуйтеся, благодать священства достойно восприявшии.
Радуйтеся, безкровную жертву о людех приносившии.
Радуйтеся, пастыри и учители Церкве премудрии.
Радуйтеся, апостолов достойнии преемницы.
Радуйтеся, неумолкающии глашатаи истиннаго благочестия.
Радуйтеся, града Александрии щите и ограждение.
Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители.
Кондак 3
Силою разума своего, просвещеннаго благодатию, Троицу Единосущную: Отца Безначальнаго, Сына же воплощеннаго и Духа Всесвятаго проповедал еси, блаженне Кирилле, явив же ся Богородицы поборник и защитник от еретических учений. Мы же тя, яко божественнаго тайнописца Пребожественныя Троицы прославляем и твоим учением осиявшеся, воспеваем прославльшему тя Христу Богу: Аллилуиа.