Описание подвигов и икона новомучеников и исповедников российских, тропарь
С приходом к власти в 1917 году большевики начали коммунистическую пропаганду, частью которой была беспощадная и целенаправленная борьба с религией. Основной удар пришелся на православие, тысячи священников и истинных христиан погибали, отстаивая веру в Господа. Новомученики и исповедники – простые российские православные, священники, церковные иерархи, погибшие за веру и причисленные к лику святых.
Биографическая (историческая) справка
Большевики безжалостно устраняли врагов, развязали братоубийственную войну. В число противников режима попали части белой армии, казаки, народные массы, недовольные новой властью. Коммунистам требовался тотальный контроль над людьми, насаждалась марксистско-ленинская идеология, основой которой были атеизм и материализм.
Ленинское учение не допускало веры в Бога, воскресение и вечную жизнь. Коммунизм превращали в религию, любовь ко Христу заменили почитанием земных тиранов. Новый режим обрушил на массы мощь коммунистической пропаганды, которую поддерживали разрушением церквей, истреблением духовенства и активных мирян.
Главный удар большевистского режима приняла православная церковь. Аресты, расстрелы, ссылки в лагеря – такие средства применяла власть против духовенства, борясь с религией. Пьяные революционные солдаты и матросы по собственной инициативе издевались над батюшками и прихожанами, грабили храмы.
Репрессии шли волнами с первых дней революции и до начала Отечественной войны. Церкви закрывались, священников истребляли физически и невыносимыми условиями существования.
Духовенство и мирян, погибших за веру, продолжавших нести слово Божье, отстаивающих храмы и идеи православия, церковь прославила в лике новомучеников и исповедников.
Первые новомученики
Вину священников не нужно было доказывать – их вера в Господа, крест, молитвы были достаточным основанием для ненависти властей и злобы рьяных революционеров. Первой жертвой революции в конце октября стал служитель царскосельского храма протоиерей Иоанн Кочуров. Мирный крестный ход, организованный священником с молитвами о мире, вызвал ненависть. Святого отца заподозрили в антиреволюционной пропаганде и зверски убили.
25 января 1918 года расстреляли киевского митрополита Владимира, пока революционные войска грабили в городе лавру. Поместный Собор в Москве тем временем восстановил сан патриарха. Дата гибели Владимира Богоявленского была объявлена Собором днем памяти новомучеников и исповедников. Святые отцы понимали, что число жертв будет неуклонно расти, власть взяла курс на борьбу с религией, истребление церквей и христианской веры в стране.
Новоизбранный патриарх Тихон прикладывал титанические усилия, чтобы защитить от большевиков церковь и паству, но силы были неравны. Патриарх рано скончался, сам причислен к лику новомучеников.
Из императорского дома
Члены императорской семьи попали в сферу особой ненависти большевистского правительства и лично Ленина. Уничтожить символ старой России, саму память о царской власти, помазаннике Божьем считалось главной задачей в строительстве нового государства.
Отречение от власти, смиренное поведение и строгое следование указам тюремщиков не спасло императорскую семью. Николай, его супруга, дети, включая наследника престола, были тайно расстреляны в Екатеринбурге, тела вывезены в лес. Православная церковь славит императорскую семью как страстотерпцев – истинных православных, принявших смерть из-за злобы, коварства и ненависти.
В число жертв богоборцев попала великая княгиня Елисавета. После гибели супруга в 1905 году она открыла в Москве обитель, которая совмещала функции монастыря и дома призрения. В тяжелые годы Мировой войны и первые месяцы революции в обители помогали нуждающимся, подкармливали голодных, давали кров бездомным. Елисавета Федоровна была убита за веру вместе с келейницей Варварой, причислена церковью к лику святых.
Подвиг новомучеников и исповедников церкви русской
Скорбный список православных, поплатившихся за веру, принявших мучения от большевиков, составляли долгие годы. Канонизировано в чине новомучеников и исповедников более 1700 человек – священников и простых верующих. Уничтожение неравнодушных православных и святых отцов проводилось целенаправленно и скрупулезно. Вождь революции выражался предельно ясно – попов нужно уничтожать как «контрреволюционеров и саботажников». Доказательств вины не требовалось, повод к аресту – присутствие в церкви, служба.
Православие дискредитировали, вели агрессивную антирелигиозную пропаганду, организовывали кружки атеистов, в которые загоняли детей и взрослых. В редеющие ряды православной церкви старались внести раскол, чтобы ослабить духовенство, подорвать веру.
Деятельность тех, кто продолжал нести слово Божье, утешал и поддерживал, является настоящим подвигом. Под надуманными предлогами священников арестовывали, обвинения доходили до абсурда – «отвлекал колхозников от работ долгими службами в церкви», «подрывал денежное обращение, не сдавая серебряные деньги».
Печально известные тройки без задержки штамповали расстрельные приговоры священникам. Под Москвой в Бутове на полигоне приговоренных массово расстреливали. В Соловецкую тюрьму шли сотни священников и истово верующих, не желающих отречься от Господа.
Свою лепту вносили и озверевшие граждане, расправлявшиеся со святыми отцами самостоятельно при попустительстве правительства. Священников сажали на кол, замораживали в проруби, замучивали, привязав к лошади. Толпа зверствовала, так как знала, что за борьбу с религией похвалят. Жизнь и трагическая смерть новомучеников и исповедников дала православным важные уроки:
- вечную жизнь обретет тот, кто сохранит веру, не отречется от Христа;
- никакая деградация общества не оправдывает личной подлости и отступничества, царская семья прославлена как страстотерпцы, их убийцы известны и презираемы;
- «Павлики Морозовы» забываются, подвиг православных остается вечным примером твердости, веры и мужества.
Православие сумело устоять в условиях гонений и казней, но история дала важный урок – чтобы избежать бесчисленных жертв, страну нужно беречь от потрясений.
Справка: канонизация в 1989 году патриарха Тихона положила начало формированию списка святых – новомучеников и исповедников. В перечень ежегодно включали новые имена священников и православных, которые пострадали за веру в период борьбы с религией.
Почитание и дни памяти
В память о многочисленных жертвах антицерковных гонений в СССР утвержден церковный праздник – Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви, отмечаемый 7 февраля (дата переходящая, выбирают первое воскресение). Решение принято на Соборе 1917-1918 года. Дата памяти долго существовала только номинально, так как имена замученных и убиенных за веру уточнялись.
7 февраля славят всех, чей день гибели не установлен. Также чествуют безвестных мучеников, имена которых остались неявленными. Архиерейский Собор 2000 года отметил, что русская церковь устояла в период богоборчества, агрессивного и тотального уничтожения веры и верующих.
Установлены следующие дни памяти святых 20 века:
- 7 апреля – память патриарха Тихона;
- четвертая суббота по Пасхе – прославление новомучеников, уничтоженных в Бутово;
- 23 августа – память Соловецких новомучеников;
- 17 августа – славят страстотерпцев царственных;
- 18 июля – память святых Елисаветы и Варвары.
Практически каждый день во время служб совершают память кого-то из павших от рук советской власти служителей церкви или паствы, так как число погибших тысячи. Среди новомучеников есть даже дети.
Иконография
В 2000 году была написана первая икона Собора новомучеников и исповедников. Работы велись иконописцами института богословия и философии по представлению совета по канонизации святых. Манера письма – стилизация под традиции иконописи 16 века.
Икона составлена из 3 частей:
- Средник. Смысловой центр иконы – святые 20 века на фоне храма Христа-Спасителя. Разрушенный в борьбе с религией храм в Москве вновь стоит в сияющей красоте – православная церковь сумела устоять и спасти веру. Перед храмом престол с Евангелием, крест. На всей площади иконы плотно изображены святые – страстотерпцы царственные, новомученики во главе с Тихоном, миряне с детьми.
- Деисус. В центре деисусного ряда – Спаситель, Церковь Небесная. Вокруг Христа изображения апостолов, Богородицы, русских святых 10-19 веков.
- Клейма. На 15-ти клеймах представлены подвиги русских святых 20 века – новомучеников и исповедников. На одном из клейм – арест неизвестного священника во время службы в церкви.
При создании средника и деисуса использована традиционная иконописная форма. При письме клейм мастера искали новые формы для прославления святых 20 века.
Тропарь новомучеников
Тропарь, глас 4
Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужы и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившыя/ и кровьми Истину соблюдшыя./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани/ до скончания века.
Кондак, глас 3
Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу/ во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.
Православных людей, среди которых были священники и простые миряне, не отказавшихся от веры, не изменивших Господу, церковь прославила в лике новомучеников и исповедников. Святые 20 века являют пример мужества, стойкости и торжества православной веры, устоявшей в жестокие годы борьбы с религией.