Житие святой Шушаник и ее преданность Христу, наследие мученичества

Святая великомученица Шушаник считается одной из наиболее почитаемых в православной религии. Женщина прошла непростой путь. Она была замучена за свою веру собственным мужем, который был вероотступником. Еще при жизни Шушаник получила дар чудотворения. После смерти ей удалось обрести великую благодать исполнять просьбы всех, кто обращается за помощью.

Поиск молитв на все случаи жизни

Святая Шушаник: жизнь и мученичество

Шушаник родилась в семье известного военачальника Вардана Великого. В пятом веке он стал во главе борьбы за независимость своего государства, чтобы освободить его от персов. Иран прилагал много усилий для подавления стран Кавказа, стараясь внедрить собственную самобытность и сделать их покорной провинцией. На фоне этих сложных событий и проходила жизнь святой Шушаник.

Девушка вышла замуж за правителя Южного Картли Варскена. В восьмой год правления иранского шаха Пероза он направился в Иран, чтобы обратиться в маздеизм (зороастризм). Таким образом Варскен поддержал агрессивную политику иранских шахов. В ответ шах разрешил ему жениться на дочери царя. Если верить армянским источникам, она на самом деле приходилась шаху тещей.

При этом Варскен пообещал обратить в новую религию первую супругу и детей. Шушаник получила это известие от гонцов и отвела своих детей в церковь. Женщина молилась с ними и просила Господа спасти их души. После вечернего богослужения она закрылась в одной из келий и продолжала читать молитвы.

Через 3 дня Варскен вернулся и пытался уговорить супругу прийти обратно домой. Однако его попытки были безрезультатными. Когда правитель потерял терпение, он отправил к жене своего брата Джоджика с женой и епископом. Шушаник поддалась на уговоры близких и вернулась во дворец, поселившись в дальней комнате. Женщине не хотелось, чтобы родные люди пострадали по ее вине.

Через 2 дня Варскен позвал к себе Джоджика с супругой и устроил ужин. Он заручился их поддержкой в надежде опять склонить жену отречься от веры. Шушаник ничего не ела и не пила. Когда свояченица стала уговаривать женщину, она выбила стакан вина из ее рук. Варскен пришел в ярость и жестоко избил супругу. Досталось и Джоджику, который пытался вступиться за женщину. После этого грозный правитель заковал супругу в кандалы и закрыл в одной из комнат. Затем он поехал на охоту, надеясь, что женщина одумается.

Епископы Самуил и Иоанн втайне старались заботиться об узнице, присылая ей еду. В период Великого поста Варскен участвовал в кампании против гуннов. При этом Шушаник освободили, и она смогла поселиться в церковной келье. Женщина находилась там в полной темноте, постилась и читала молитвы.

В Светлый Понедельник грозный правитель вернулся и узнал, что супруга осталась при своем решении. Тогда он обратился к епископу Афоцу с требованием отдать ему жену. Мужчина притащил ее волоком по колючкам, которые были разбросаны по дороге от церкви до дворца. После чего Шушаник снова была подвергнута страшным пыткам. Тем не менее, ее вера осталась непоколебимой. Тогда Варскен осудил супругу на пожизненное заключение в тюрьме.

Житие святой Шушаник и ее преданность Христу, наследие мученичества

Ранние годы и семейная жизнь

Шушаник появилась на свет примерно в 440 году в Тароне – историческом регионе Великой Армении. Ее отец был национальным героем, который возглавлял восстание армян против персидских правителей. Девушку выдали замуж за правителя Картли Варскена. В этом браке она родила троих детей. В тот период царь Вахтанг Горгасали сражался за то, чтобы объединить грузинские земли. Однако Вараскен этому решительно сопротивлялся.

Отклонение от веры: путь Варскена к вероотступничеству

Варскен во время своего правления изменил Христу и стал вероотступником. В период правления Пероза мужчина направился в Ктезифон. Именно там располагалась резиденция персидского шаха. В результате Варскен принял маздеизм, став огнепоклонником. Тем самым правитель пытался угодить шаху.

Когда Шушаник об этом узнала, то не захотела жить с вероотступником. Она покинула дворец и поселилась в небольшой келье. Духовник женщины Яков Цуртавели повествовал, что даже, когда она узнала о намерениях супруга воспользоваться жестокой физической силой, решила твердо стоять на своем и не отступать от веры. Женщина не поддавалась на уговоры и не боялась мучений или угроз.

Ирония судьбы: из княгини в узницу

Святая Шушаник прошла непростой жизненный путь. За свою веру женщина пострадала, причем в темницу ее заточил собственный муж.

Сила веры: Шушаник в темнице

После того как Варскен принял новую религию, он пообещал обратить в свою веру жену и детей. Когда Шушаник узнала об этом, она закрылась в келье и в течение 3 дней постоянно молилась. Женщина просила Господа спасти души ее детей. Когда Варскен узнал об этом, он страшно разгневался и пытался угрозами принудить жену оставить келью. Затем жестокий правитель устроил пир. Там с помощью родственников он пытался принудить супругу отказаться от христианства. Однако женщина проявила твердость. Тогда мужчина избил ее, надел кандалы и заточил в одной из дворцовых комнат.

Житие святой Шушаник и ее преданность Христу, наследие мученичества

Епископы втайне от правителя носили мученице воду и еду. Когда Варскен отправился в очередной военный поход, священнослужители помогли Шушаник перебраться в церковную келью. После возвращения Варскен страшно разгневался. Он подверг супругу ужасным пыткам, но все его усилия были тщетны. Тогда жестокий правитель заточил жену в темнице. Ее посещали люди со всего царства Картли в поисках утешения. При этом каждый человек по молитве получал желаемое. На седьмой год Шушаник умерла. Скорее всего, она была похоронена возле храма Метехи. Уже 1500 лет сюда стекаются толпы людей и просят у святой помощи.

Духовное поддержание: епископ и духовник Шушаник

Перед блаженной кончиной великомученицы ее навестили в заточении священнослужители. Это были епископ Иоанн, грузинский католикос-архиепископ Самуил I и духовник Шушаник Яков Цуртавели. Последний утешал и навещал мученицу все шесть лет. Придворный епископ Афоц причастил заключенную. Мученица скончалась 17 октября. На эту дату приходится праздник мучеников бессребреников Космы и Дамиана. В этот же день древняя церковь стала чтить память Шушаник.

Мощи великомученицы вначале находились в храме Цортага. Спустя некоторое время он попал в ведение армянского епископа-монофизита. При этом грузинский архиепископ Самуил IV велел перенести мощи Шушаник в Тбилиси. В 586 году их разместили в приделе Метехского храма. Скорее всего, с этим связан тот факт, что память Шушаник стали чтить 28 августа, а не 17 октября, как это было раньше.

Пример духовной силы и преданности Христу

Всем примером своей жизни святой Шушаник удалось продемонстрировать твердость веры и любовь к Богу. Ее не страшили испытания и физические истязания. Несмотря на угрозы и мучения, женщина не отреклась от христианства и получила уникальный дар.

Житие святой Шушаник и ее преданность Христу, наследие мученичества

Предательство и трусость: отречение близких

В период заточения Шушаник в темнице Варскену удалось обратить детей в огнепоклонство. После чего они перестали приходить к заключенной матери. На седьмом году заточения у Шушаник появились на теле язвы. Когда Джоджик узнал о скорой кончине женщины, он пришел к ней в темницу с супругой и детьми и попросил прощения за свои прегрешения. Шушаник простила и благословила мужчину. Она сказала, что вся земная жизнь является мимолетной и непостоянной и дала Джоджику мудрое напутствие.

Наследие мученичества: вера в тяжких испытаниях

Яков Цуртавели описал жизненный путь святой в своем труде, который получил название «Мученичество царицы Шушаники». Эта работа стала одним из наиболее древних произведений грузинской литературы. Однако ученые говорят, что художественный уровень этой работы был весьма высок. Это дает основание полагать, что данный труд вряд ли был первым в грузинской словесности. К тому же работа стала единственным ранним агиографическим трудом, в котором описываются чудеса святой еще при жизни.

Автором работы стал придворный священник, который был духовником Шушаник. Он стал единственным человеком, который не расставался со своей подопечной в период ее мучений и страданий. Яков не оставлял женщину ни во дворце, ни в тюрьме, ни в церкви. Еще до того, как Варскен вернулся из Ирана, Яков почувствовал приближение беды. Он пришел к царице и сказал, что ей предстоит вытерпеть много страданий. Также духовник попросил Шушаник поделиться ее переживаниями, чтобы впоследствии описать их в своей работе. Именно поэтому многие историки считают, что Яков создал свой труд не на заказ. Он сам стал готовиться к этому еще во время жизни Шушаник, поскольку предвидел уготованные ей испытания.

При этом подробности биографии самого Якова неизвестны. Автором работы считают епископа Цуртавского Якова, который присутствовал на Двинском соборе, проходившем в 506 году. Об этом священнослужителе говорит также католикос Картли Кирон. Есть мнение, что Яков написал и другие произведения, которые не известны современным ученым. Также высказывается предположение, что начало мученичества было утеряно. Об этом свидетельствуют строки в начале текста.

Житие святой Шушаник и ее преданность Христу, наследие мученичества

В своем произведении автор описывает культурно-религиозную жизнь, церковную организацию, особенности семейного быта грузин. Благодаря этому работа выходит за рамки исключительно агиографического сочинения и приобретает характеристики историко-беллетристического труда.

К тому же автор вносит в свое повествование нотки живости и эмоциональности. Автор свободно использует различные художественные приемы – эпитеты, метафоры, аллегории, сравнения, контрасты и многое другое.

Сама работа была создана уже после смерти святой. Это случилось в 476-483 годах. Это связано с тем, что в труде нет никаких упоминаний казни Варскена, которую совершил святой царь Вахтанг Горгасали. Это произошло в 483 году и стало бы логичным окончанием истории святой.

Установить время написания работы удалось и по бытовым, географическим и хронологическим деталям. Библейский текст тут является весьма архаичным и еще не знает вульгаты. Также работа описывает подвижный характер праздничных мероприятий, отсутствие гимнографического элемента в литургиях, которые исчерпываются только пением и чтением Псалмов. Это характерно для периода не позже шестого века.

Первичная версия работы была утеряна. Редакция, которая стала известна под именем Якова Цуртавели, появилась только после 940 года. Она претерпела определенные изменения текста и языка. В частности, труд потерял некоторые факты, которые сохранились в армянской редакции. Также, возможно, было потеряно начало текста.

Святая Шушаник – почитаемая церковью великомученица, которой пришлось пройти сложный жизненный путь. Однако женщина не отреклась от веры и за это получила уникальный дар. По сей день верующие посещают храм, в котором находятся мощи святой, и просят ее о помощи.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий