История и сюжет иконы Благословенно воинство Царя Небесного, где хранится
Икона является уникальным памятником русской иконографии. Подобного творения в Русской Православной церкви больше не имеется. В иконе «Благословенно воинство Царя Небесного» сочетается святой образ и историческая картина. Ее содержание связано с радостью одержанной победы, встрече победителей, поминовения павших в бою. Действие происходит и на земле, и на Небе.
История появления иконы
Икона была написана по заказу Ивана Грозного в память и для прославления его Казанского похода в 1552 году. Это был последний (пятый по счету, начиная с 1460 года) казанский поход, завершивший эпопею укрепления восточных границ Московского княжества.
В результате успешной осады Казань пала, Казанское ханство перестало существовать и вошло в состав русских земель. Укрепление русского княжества на Средней Волге открывало торговые пути на всем протяжении реки, и дало возможность победить и присоединить Астраханское ханство (1556 год).
Автором иконы считают царского духовника, протопопа Благовещенского кремлевского собора, Андрея. Смысл иконы, понятный для верующих в период ее создания, со временем был забыт, что видно по ее переименованию. В начале XVII века она еще имеет первоначальное название «Благословенно воинство Небесного Царя». Но уже через 20 лет она фигурирует в описи, как «Образ Пречистой Богородицы и Грозного Воеводы».
Спустя 7 десятилетий появилось другое название: «Образ Пресвятой Богородицы да Архангела Михаила с ликом святых». В наши дни икона известна под названием «Церковь воинствующая». Такие модификации названия свидетельствуют о том, что идея образа была слишком своеобразна по замыслу и конкретизирована с событиями исторической эпохи, и потому стала получать различную трактовку изображения.
Сюжет и значение
Идею сюжета предложил митрополит Макарий. Он считал (и выразил это в послании к русскому воинству), что война с татарами есть борьба за православие и что павшие в битве воины уподобятся христианским мученикам.
В изображении несколько акцентов, взаимосвязь между которыми дает целостную сюжетную линию. В правом углу картины виден пылающий город, в левом – Небесный город с фигурами сидящей Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. В центральной части – три конно-пеших колонны, движущихся в направлении к Небесным Покровителям.
Сюжетная линия объединила в себе несколько источников:
- Откровение Иоанна Богослова, где описывается Небесный Иерусалим, истекающая из него река жизни и горящий Вавилон.
- Тексты Октоиха, в которых Царь Небесный держит венцы, а ангелы летят с ними навстречу воинам.
- Послание апостола Павла к евреям: «ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но вгрядущем града себе взыскуем» (Евр. XIII, 14).
Икона отображает победное возвращение русского войска после взятия Казани в 1552 году. Горящий город – это Казань. Небесный Иерусалим отождествлен с Москвой.
Небесный Иерусалим изображен на горе, под сенью красного шатра и окружен красными и зелеными кругами, разомкнутыми в одном месте. Это место входа в Небесный Иерусалим для конно-пешей процессии. Богомладенец раздает ангелам мученические венцы для воинов. Вокруг шатра, как символ райского сада, изображены деревья с плодами. За пределами Небесного града на деревьях нет плодов, что означает их произрастание на земле.
Тема раскрывается не только в противопоставлении двух градов (сатанинского и небесного), но и в изображении источников у подножия райской горы: «…источник воды живой оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. II, 13).
На иконе изображена река, исток которой находится в Небесном Иерусалиме.
Ее аллегорический смысл трактуется по-разному:
- река жизни;
- символ истинной православной веры;
- источник – ясли Христовы;
- пересохший источник – католическая вера.
Впереди войск скачет на крылатом коне архангел Михаил. Навстречу ему летит ангел с венцом в руках, полученным от Божьей Матери и Иисуса Христа. Архангел Михаил, приблизившийся к вратам в Царство Небесное, обернувшись назад, призывает войско следовать за ним. Архангел Михаил почитался покровителем московских правителей. Архангельский собор служил усыпальницей московских царей.
За архангелом изображена фигура молодого воина в алом плаще и с флагом в руке. Он, так же, как и архангел Михаил, смотрит назад и зовет воинов за собой. Над его головой 3 ангела держат один венец. Исследователи предполагают, что венец есть шапка Мономаха, а ангелы – это 3 царства, которые объединил Иван Грозный: Московское, Казанское, Астраханское.
Изображение каждой колонны имеет свой смысл. Большинство воинов нижней и верхней колонн имеют нимбы, то есть это воины, причисленные к лику святых. В центральном ряду нимбы имеются только у лиц в царской и княжеской одежде.
Вхождение войска в Небесный Иерусалим соответствует словам обращения митрополита Макария перед началом Казанского похода. В нем он обещает, что воины, павшие на поле битвы, примут мученическое крещение и получат от Господа бессмертное вхождение в Небесный Иерусалим (Царство Небесное).
Митрополит Макарий в своем послании к русскому войску приравнял сражавшихся и погибших воинов к раннехристианским мученикам, а оставшимся в живых обещал отпущение грехов. Исследователи иконописного изображения пришли к мнению, что изображение воина на вороном коне в царской одежде с крестом в руке олицетворяет Ивана Грозного.
В XVI веке Москву нередко отождествляли с Иерусалимом, так как русский народ объявлялся богоизбранным народом, в Русь – «новым Израилем». Таким образом, вырисовывается аналогия: фигуры Богородицы и Младенца Иисуса находятся в Небесном Иерусалиме, и новоявленные мученики через проем войдут в Царствие Небесное.
Название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», судя по всему, произошло от смыслового содержания источников сюжета. В тропарях воскресных канонов, посвященных мученикам, все они именуются «воинами Христа», увенчанными за свои страдания и подвиги Христом и Богородицей.
Исходя из содержания текстов, становится понятна идейная программа иконы: прославление мужества воинов, погибших за веру, убежденность, что подвиг не останется без Небесного вознаграждения.
На иконе изображены объекты моления:
- Иисус Христос;
- Богоматерь;
- святые воины.
Таким образом, событиям, случившимся в XVI веке, был придан статус вечности. Икона прославляет победу русского оружия, особенно подчеркивая заслуги тех, кто пал на поле битвы.
Где хранится сегодня
Икона была размещена в Успенском соборе, в специальном киоте, рядом с молебным царским местом. В начале XX века ее переместили в мироваренную палату. В 1919 году она была изъята и передана в Государственную Третьяковскую галерею, где находится в настоящее время.