Житие и икона преподобного старца Льва Оптинского, именины и молитвы
От старцев-наставников, проповедующих в Оптиной пустыни, вышло много учеников, ставших прославленными священнослужителями, грамотными и мудрыми проповедниками. Преподобный Лев стал первым Оптинским старцем и основателем старчества в пустыни. Будущий святой и его последователи внесли неоценимый вклад в развитие Русской Православной церкви, а также просвещение и приобщение общества к учению Господа.
Биография преподобного старца Льва Оптинского
О житии в миру будущего преподобного старца известно не многое. Жизненный путь его, по проведению Божию, витиевато, но верно вел праведника к великой миссии. Лев достиг высшей степени развития духовности и передал наследие ученикам и послушникам. Основатель старчества в Оптине сам был эталоном послушания и смирения. Святой много рассуждал о промысле Господнем и делился познанным с окружающими, всецело доверяя судьбу свою в руки Всевышнего.
Происхождение
В 1768 (1772) году в городе Карачев, в семье простого мещанина Данилы Наголкина родился сын. Родители нарекли новорожденного младенца именем Лев. Семья жила не богато, но это не помешало мальчику развить пытливый ум и обрести высокие нравственные достоинства.
Отрочество
Лев рос смышленым, любознательным и деятельным юношей. Он не боялся труда, а, напротив, стремился выполнять работу расторопно и усердно. Собственного хозяйства у отца не было, и повзрослевший юноша, чтобы заработать на жизнь, устроился на должность приказчика к зажиточному купцу.
Проявляя свойственные характеру исполнительность и смекалку, работник быстро завоевал расположение торговца. По торговым делам хозяина Лев объехал много российских городов, узнал о жизни людей из разных сословий и классов. По долгу службы ему приходилось общаться с представителями дворянства, купцами, военными и простыми городскими и сельскими жителями.
Работа для юноши стала основой для познания человеческой души. Природная любознательность, прозорливость и хорошая память помогали будущему святому разбираться в проблемах и поступках людей, что пригодилось ему в дальнейшем в богослужебных делах.
Лев был у хозяина на хорошем счету. Купец настолько доверял трудолюбивому работнику, что был готов отдать ему в жены собственную дочь. Но молодой человек избрал для себя иной путь и категорически отказался от выгодной женитьбы.
Житие в монастыре
Накануне своего тридцатилетия Лев решил отойти от мирских дел и посвятить себя служению Богу. В 1797 году молодой мужчина отправился в Оптину пустынь. В монастыре на тот момент шли восстановительные работы, участие в которых принимала вся братия. Послушник со свойственным его характеру рвением и усердием выполнял тяжелую работу, не жалея себя ни в трудах, ни в молитве.
Через 2 года ежедневные физические нагрузки и стремление к духовным подвигам дали о себе знать. Лев, разбитый телесным недугом, перешел в Белобережскую монашескую обитель близ города Брянск. Монастырем руководил известный духовник – иеромонах Василий, который радушно принял послушника в братию.
В 1801 году Лев принял монашеский постриг и был наречен Леонидом. Вскоре он был рукоположен в сан иеродиакона, а уже через 2 дня – в иеромонаха. Отец Леонид все время проводил в трудах и молитве, чем вызывал восхищение у братии. После тяжелой работы он без отдыха и еды отправлялся на службу.
Спустя 3 года настоятель обители сложил с себя обязательства, и монахам предстояло выбрать нового главу. Иеромонах Леонид, исполнявший во время выборов послушание, был избран настоятелем монастыря.
Незадолго до назначения на должность монах по богослужебным делам побывал в Чолнской обители, где познакомился со старцем Феодором. В лице Феодора он обрел духовного наставника, которого так долго искал. Старец научил его умной молитве, рассказывал содержание древних писаний и рукописей. Это было то, что требовалось молодому праведнику для дальнейшего духовного развития.
Заступив на должность настоятеля, Леонид пригласил в обитель Феодора. Старец принял приглашение и стал его духовником. Монахи не расставались до самой кончины Феодора.
В 1807 году Феодора разбила тяжелая болезнь, после которой он устремился к уединению и безмолвию. Старцу соорудили келью неподалеку от монастыря, где он обосновался с иеросхимонахом Клеопой. Отец Леонид был мудрым настоятелем, но руководящая работа тяготила его. В желании расти духовно он сложил полномочия главы обители и присоединился к отшельникам. В келье праведник принял постриг в схиму с именем Лев.
К лесной келье часто приходили монахи и православный народ, что пришлось не по нраву новому настоятелю обители. Отшельникам пришлось покинуть пристанище. Гонимый Феодор уехал на 3 года в Палеостровскую пустынь, а Лев и больной старец Клеопа перебрались в Валаамский скит.
Вскоре за ними последовал отец Феодор. За 6 лет, проведенных в ските, праведники выросли духовно, укрепились в вере и стали наставниками для многих монахов. Местный игумен узрел в старцах конкурентов. Клеопа скончался в 1816 году, а Лев и Феодор перебрались в Александрово-Свирскую обитель, где оставались до кончины Феодора.
Оптина
После кончины духовного наставника Лев с последователями решили отправиться в Оптину, но это удалось ему не сразу. Сначала святого не отпускали из обители. Позже он на полгода перешел в Площанскую пустынь, где встретил верного сподвижника и будущего старца Макария.
Лев с учениками прибыли в Оптину в 1829 году и стал духовным руководителем Предтеченского скита. Старец обосновался в отдалении от обители, около монастырской пасеки. Здесь он обрел желанное уединение и мог принимать не только братию, но и народ, включая обращающихся за помощью женщин.
К старцу потянулись монахи, и стали приезжать паломники. Он много молился, принимал посетителей, исцеляя их телесные и душевные недуги, занимался рукоделием. Спать доводилось по три часа в день, между вечерней службой и утренним правилом.
Лев обучал чтению монахов и сам читал Апостола и Евангелие, разъясняя присутствующим суть и глубокий смысл православных текстов. По вечерам в келье старца собиралась братия, чтобы послушать его проповеди. В 1836 году, по велению Калужского епископа, старцу пришлось оставить скит. Льва перевели в монастырь, где он не мог принимать страждущих. Но люди все равно находили способы встретиться с праведником, и он продолжал помогать обращающимся.
Кончина
Осенью 1841 года крепкое здоровье старца пошатнулось. Больной отказался от лечения и еды, принимая только причастие. Он смиренно готовился к отходу в мир иной с середины сентября, молясь и утешая окружающую братию. Старец Лев скончался 24 октября с молитвой на святых устах.
Почитание в православии
Старец Лев Оптинский был причислен к местнопочитаемым Оптинским святым в 1996 году, а в 2000 году – к святым общецерковного почитания. Мощи святого находятся в Оптине в стенах Владимирского храма. День памяти преподобного Льва приурочен к дате его кончины, 24 октября. В этот день отмечают именины православные христиане с именем Лев.
Иконография
Икона преподобного Льва Оптинского отображает старца в монашеском одеянии, с длинными волнистыми волосами и укороченной бородой. В руках святой держит развернутый свиток Священного Писания, обращая текст к людям. Старец изображен на золотом фоне, свидетельствующем о божественности, с нимбом над головой – признаком святости.
Перед иконой святого Льва молятся о помощи в решении мирских проблем, о здравии и вразумлении сбившихся с истинного пути, а также об упокоении душ самоубийц и о тех, кто умер некрещеным.
Творческое наследие
Сохранилось более 200 писем преподобного Льва Оптинского, в которых он разъясняет учение Христа и дает ответы на вопросы, волнующие православный народ. Святой призывал к смирению, борьбе с унынием, страстями и прелестями, честному труду и терпеливости. Старец говорил о том, что Бог слышит молитвы, но не исполняет все желания верующих, поскольку знает, когда, кому и что нужно дать.
Текст молитвы
Обращаясь к преподобному Льву, верующие читают православные тексты, чтят светлую память старца и воспевают служение Господу.
Уповая на помощь и заступничество святого, произносят следующую молитву:
«О Пречестная богомудрая главо и собора Старцев Оптинских изрядное и перволепное украшение, богопросвещенне отче Льве! Тебе, яко чада отцу, дерзаем приносити сие акафистное пение, ты же не пренебрези малаго сего приношения, яко паче должни мы не токмо пении, но делы тя почествити. Ты бо оставил еси нам богатство твоего жития богоугоднаго, в немже яко в зерцале зрится образ богошественных отцев в подвизе Богу угодивших. Аще и немощны есть мы тебе подражати, но желанием лучшаго от тебе неотступаем и под крила молитв твоих прибегаем и яко неключимии тебе вопием: изгони от нас всякое нерадение, искорени злыя страсти в сердцах наших гнездящияся, прожени бесов на ны непрестанно воюющих, даждь помощь благодатную, яко силен есть и еще при жизни твоей бесов прогонял еси и целил еси всякую болезнь и немощь таящуюся. Сице и в преднее время посещай ны духом твоим и жезлом пастырския молитвы твоея порази волков мысленных стадо твое ищущих расхитити. Нас же яко пастырь добрый, присно зови свирелию поучений твоих в Царствие Божие идеже с тобою по преставлении нашем вкупе да обрящемся, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа в безконечныя веки. Аминь».