История и значение Дубовицкой иконы Божией Матери, тексты молитв
О Дубовицкой иконе Божией Матери известно с 16 века. Святой образ, столь чудным образом явившийся православным верующим, на протяжении 3-х столетий осенял местный храм покровительством Небесной Царицы. В XX веке, в период гонения на религию, многие святые реликвии были утеряны. Не был исключением и Дубовицкий подлинник. Но удалось сохранить его списки, а значит, осталась жива память и почитание священного образа.
История появления образа
Изображения Богородицы почитаются во всем христианском мире. У каждого из них своя история обретения. В XVI веке вблизи поселения Дубовичи (в настоящее время село в Сумской области Украины) пастух обнаружил образ Богородицы. Икона лежала в траве и была неприметна, пока он не коснулся ее нечаянно кнутом.
Яркий свет ослепил пастуха, и он упал без сознания. Его нашли жители Дубовичей, принесли к священнику. Придя в себя, пастух рассказал об иконе. Благодаря его словам святой образ был обнаружен и принесен в храм. По всем внешним признакам она напоминала изображение Ченстоховской Богородицы. Как образ оказался в траве – осталось неизвестным. Существовало предположение, что его обронили из обоза, следовавшего по лесной дороге мимо Дубовичей.
На месте обретения святого изображения была поставлена часовня. Найденная икона некоторое время хранилась здесь, но затем была перенесена в церковь села Дубовичи. День, когда Богородичная икона стала храмовой святыней, отмечается по настоящее время в десятую пятницу после Пасхи.
С 1861 года по 1917 год Дубовицкая икона крестным ходом переносилась в храм города Кролевец (в наши дни город в Сумской области) на время празднования Рождества Христова. После 1917 года следы святого образа затерялись. Сохранились копии, увидеть которые можно в Кролевецкой церкви в честь Преображения Господня, а также в Корсунском Богородичном женском монастыре (Херсонская область) и Софийском соборе (Киев).
В приделе Кролевецкого храма в честь Казанской иконы Божией Матери размещен извод в формате 59х98 сантиметров, другой, размером 38х50 сантиметров, – в приделе во имя святого Николая. Обе копии выполнены маслом в иконописной манере «Одигитрия».
На месте явления образа сохранился источник, вода которого почитается целебной. В 2002 году возле него была поставлена часовня. На 10-й день после Пасхи к нему и часовне совершается крестный ход с Дубовицкой иконой из города Кролевец для торжественного молебна под открытым небом.
С 2008 года Украинская Православная церковь ввела в общецерковное почитание Дубовицкую икону, определив день памяти 15 июня.
Значение Дубовицкой иконы Божией Матери в православии
В православии иконопочитание – одна из основ вероисповедания. Богородичные изображения на Руси пользовались особой любовью, так как многие из них проявляли и проявляют чудотворные свойства. Дубовицкий образ Богородицы прославился исцелениями с первых дней, как он был установлен в церкви.
О чем молятся перед образом
Верующие обращаются к святому образу в затруднительных ситуациях, когда помощи больше ждать не от кого:
- для примирения в семейных ссорах;
- излечения собственного или близкого человека от тяжелой болезни;
- рождения ребенка при бесплодии одного из супругов;
- в поиске без вести пропавших путников;
- спасения при стихийных бедствиях.
Молодожены Кролевецкого района, по традиции, в день бракосочетания посещают святой источник, чтобы помолиться и получить благословение Небесной покровительницы.
Тексты молитв
О Всемилостивая Госпоже, Небесе и земли Царице, страны нашея православныя Покровительнице и пред Богом за ны первейшая Ходатаице! Предстояще ныне пресветлому лику Твоему, на иконе Дубови́чстей изображе́нному, яко живей Ти сущей с нами, дерзаем молити Тя, Владычице Богомати! Дре́вле пастыря овец безсловесных вразумившая, настави и нас, многогрешных чад Твоих, на путь истины и спасения, да грехов наших молитвами Твоими свободи́мся и во угождении Сыну Твоему и Богу нашему остаток дней своих иждива́ти будем. Источившая источник воды́ целебныя посреде́ ме́ста пу́ста, не затвори и от нас двери милосердия Твоего, но воду жи́ву излей на изсохшия грехми́ и страстьми́ ду́ши наша. Не попустившая безбожным во времена гонений на веру Христову источник Твой с лица земли́ изгла́дити, не попусти ныне и нам, в беззакониях углеба́ющим, коне́чне погибнути. Язву смертоно́сную от правоверно чтущих Тя преславно во дни о́ныя отгнавшая, отжени ныне и от нас, недостойных, полчища демонския, пле́велы распрей и вражды в ду́ши наша все́явших, не даждь нам погибнути во гресе́х наших, но воздаждь нам радость спасения Твоего. Утверди нас, маловерных и худы́х раб Твоих, в правой вере, да молитвами Твоими живота нескончаемаго причастницы будем, всегда прославляюще Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее предстательство во веки веков. Аминь.
Тропaрь, глас 4
К Богородице приле́жно ныне притеце́м, гре́шнии и смиреннии, и припаде́м, в покаянии зовуще из глубины души́: Владычице, помози́, на ны милосе́рдовавши, потщи́ся, погибaем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду и́мамы.
Кондaк, глас 6
Не и́мамы иныя помощи, не и́мамы ины́я надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози́: на Тебе надеемся и Тобою хвaлимся, Твои бо есмы́ раби, да не постыдимся.