Биография игумена Никона Воробьева, жизненный путь и духовное наследие
Не все священнослужители удостаиваются чести запомниться потомкам. Те, кто искренне верят в Господа, ищут ответы на многочисленные вопросы о вере, подвергают сомнению всякие нечестивые мысли, остаются в народной памяти. Так можно сказать об игумене Никоне Воробьеве, который оставил после себя письма, способные возродить веру, заставить задуматься о смысле жизни. Там он рассуждает о ценностях, делится собственными советами.
Краткое жизнеописание
Священнослужителем русской православной церкви, как правило, становятся в результате мучительных исканий. К вере приходят через преодоление трудностей, через внутренние споры – так было и с Николаем Воробьевым, сыном простого сельского жителя.
Происхождение
Семья, в которой родился Николай, была многодетной. В 1894 году, когда родился будущий игумен, крестьянские села тверской губернии переживали далеко не лучшие времена. Не хватало хлеба, другой провизии.
Детские годы
Воспоминания о детстве у Николая остались самыми светлыми: он любил играть с братьями, часто помогал отцу во дворе и по хозяйству. Несмотря ни на что, он рано проявил тягу к знаниям, ходил к местному священнику, который обучал его грамоте.
Вспоминают особый случай, который стал для Николая пророческим. Село часто посещал юродивый, известный на всю округу. Его любили местные жители, подкармливали, отдавали вещи. Увидев на церковном дворе юного Колю, юродивый подошел к нему и обратился, как к монаху. Это стало символом предопределения дальнейшей судьбы.
Молодость
Николай часто задумывался о философских идеях, хотел понять и осмыслить суть бытия. Отец помог ему поступить в Реальное училище, что было весьма престижно для сына простого крестьянина. Заведение было окончено Николаем блестяще, хотя он полностью разочаровался в философии, так и не найдя ответов на свои вопросы. Этот период был одним из самых тяжелых. По воспоминаниям игумена, к нему приходили мысли о самоубийстве – так тяжело было собственное бессилие. Наконец, он подумал о Боге, начал молиться, тогда к нему пришла благодать.
Позднее он решился на поступление в Духовную семинарию, но революционные события в стране помешали ему окончить первый курс.
Монашеский подвиг
В 1931 году в одном из монастырей города Минска он принял монашеское имя, стал называться Никоном. С этих пор начался его нелегкий монашеский путь. На территории Борисоглебского монастыря он вскоре был посвящен в иеродьяконы, проповедовал слово Божье, честно служил на своем месте.
Именно за это был арестован и сослан в Сибирь во второй половине 1933 года. Никон попал в сибирский лагерь Комсомольска-на-Амуре. Условия жизни там были суровыми, приходилось много трудиться физически, но монах не забывал молиться и писал записки, которые позднее стали основой духовных писем.
За прилежное поведение он был отпущен раньше. Вышел на свободу через пять лет заключения вместо семи лет. После этого уехал в Вышний Волчек. Там Никон нашел себе место в семье местного врача, стал работать универсальной прислугой. Первые годы работы были осложнены тем, что женщины, которым он служил, придерживались атеистических взглядов. Они могли позволить себе нелестные высказывания по отношению к церкви, что батюшке Никону приходилось терпеть с великим смирением.
Постепенно он привел к вере в Господа атеистически настроенных хозяек, одна из них постриглась в монахини с именем Софья.
Дождавшись открытия церквей после Отечественной войны, батюшка приступил к службе. На этом пути его поджидали новые трудности. Он обратил к вере многих неверующих людей. Кроме того, батюшка столкнулся с завистью, непониманием. К 1956 году он был переведен на территорию Гжатска, где возглавил один из приходов. На этом месте он стал игуменом. Служба давалась нелегко. Гжатск был для игумена Никона периодом полного смирения и понимания истинной ценности веры. Деятельность игумена Никона всегда имела для окружающих особенные черты:
- он никогда не торопился при совершении молебнов, треб и других служб;
- батюшка принимал исповеди, не жалея собственного времени, особенно внимательно выслушивал тех людей, которые приходили редко или исповедовались впервые;
- установил правило – не находиться за алтарем без крайней надобности, считал это место священным, говорил там очень мало, только то, что было необходимо;
- после исповеди не сразу допускал к причащению, называя этот ритуал самым важным;
- был внимателен к маленьким прихожанам, считая, что с самого незрелого возраста необходимо формировать православное мировоззрение.
Главное, что отмечали современники Никона, игумен был строг по отношению к себе. Он рано вставал, много молился, обходился лишь необходимыми для поддерживания жизни вещами.
Смерть
Никон болел несколько месяцев, при этом он оставался на ногах, не жаловался и не выражал никакого недовольства. Окончательно слег Никон за 10 дней до кончины. До последних минут он сохранял твердость разума, разговаривал с близкими людьми, которые его окружали. Никон был готов к смерти до такой степени, что с улыбкой осматривал гроб и одеяния, которые выбрал для себя сам.
Наследие
После кончины игумен Никон оставил множество писем, которые раскрывают истинную суть покаяния, смирения. На протяжении всей жизни он наставлял молодых монахов и написал немало текстов, в которых излагал основные положения своих взглядов.
Стилевые особенности автора
Никон писал ученикам и близким людям с целью помочь, наставить, дать совет. Современники отмечают, что батюшка никогда не переходил границ личного пространства, его советы не были приказами. Он постоянно подчеркивал, что свои рекомендации он дает от души, но последнее слово остается за самим учеником. Письма всегда отличал стройный и деликатный слог. Собственные советы батюшка любил подкреплять историями из жизни, примерами и наблюдениями.
Кроме того, Никон владел латинским и древнегреческим языком, мог позволить себе процитировать первоисточники и трактовал многочисленные высказывания философов о смысле жизни и бытии.
Письма о духовной жизни
Никон написал множество писем, наполненных размышлениями о вере, предназначении человека и роли Бога во Вселенной. Из этих писем был составлен сборник, где они расположены по датам написания. Игумен Никон много писал о покаянии, он считал эту добродетель одной из главных среди других черт верующего человека. Эти письма – не просто ответы на вопросы самого игумена – это научный труд священнослужителя, в котором собраны различные мысли преподобных отцов, живших до него, оставивших после себя культурное наследие. Ссылки на слова преподобных батюшек подкреплены собственными рассуждениями Никона о вере, о смирении, об основах, которые порождают грехи и духовное разложение.
Как жить сегодня
Это сборник наставлений, которые составляют основу мировоззрения игумена Никона:
- он пишет о беспрекословном соблюдении заповедей Господа;
- повествует о собственном смирении, которое открыло в нем новые стороны личности;
- батюшка сообщает, что божественная благодать дается далеко не сразу, но нельзя отпускать руки, переставать ждать ее;
- главными условиями жизненного бытия он считает покаяние и смирение – эти два явления способны возродить свет души, вернуть самого падшего человека на истинный путь;
- батюшка призывает отбросить уныние, отчаяние, утверждает, что не существует безвыходных ситуаций.
«Нам оставлено покаяние»
Книга Никона посвящена рассуждениям об оскудении современной духовной жизни и о том, что можно сделать, чтобы возродить истинные традиции почитания Бога. Никон считал, что вера православных людей пошатнулась из-за отсутствия постоянного примера аскетической жизни перед глазами, он обвинял современников в том, что они стали больше служить бренным вещам, чем источникам духовного насыщения.
Никон подчеркивал, что единственный путь, который может вернуть людей к Богу, – это постоянное покаяние, раскаяние, признание грехов, регулярное воспитание своего духа и тела.
Другие произведения
Никон был блестящим проповедником, он умел владеть словом, его проповеди приходили слушать издалека. Те письма, что он оставил после кончины, были собраны в сборники, которые читают на занятиях в Духовной семинарии, разбирают по тезисам, ставят, как пример православного письма. Распространены его письма «к жене пьющего мужа», он писал о том, «как принимать скорби», составлены письма с общими положениями, в которых он обращается к «своим духовным чадам».