Житие преподобного Анатолия Зерцалова Оптинского, его путь и канонизация
Личность монаха Анатолия Зерцалова Оптинского часто интересует православных верующих. Это священник РПЦ, который прославлен в лике преподобных в 2000 году. Он вошел в Собор 14 старцев Оптиной пустыни. При этом инок еще при жизни получил известность благодаря совершаемым им благим деяниям и поступкам, а также благочестивому образу жизни. Известно, что при жизни инок мог творить чудеса.
Детство и юность
Анатолий Зерцалов родился в 1824 году. Его отец был диаконом и служил в церкви села Бобыли, которая располагалась в Калужской губернии. В Святом Крещении мальчик получил имя в честь святого Алексия. Подобно многим другим старцам, ребенка воспитывали в строгости и благочестии.
Когда мальчику исполнилось 5 лет, отец начал обучать его читать. Алексей рос одаренным и умным ребенком. Он быстро освоил азбуку. Затем ребенка начали учить читать Псалтырь и Часослов.
Ребенок любил посещать церковь. Он всегда смирно стоял возле матери. Оптинский старший хотел, чтобы мальчик читал на клиросе. Однако реализовать эти планы не удалось. У ребенка был очень слабый и тихий голос. Дома Алексей постоянно читал книги. Мальчик проявлял любознательность и веселый нрав. К тому же он демонстрировал доброе отношение к окружающим. Если ребенку давали игрушки или угощения, он все раздавал сестрам или другим детям.
Образование
Родители хотели сделать ребенка иноком. Когда Алексею достиг 8-летнего возраста, его отправили учиться в Боровское духовное училище. Отучившись 4 года, мальчик успешно закончил это учебное заведение. После чего будущий преподобный монах учился в семинарии, которая находилась в Калуге.
Юноша не мог похвастаться крепким здоровьем. Во время учебы в семинарии мальчик часто мучился от нарушений сна. В эти моменты он садился на подоконник и мечтал о тихих обителях иноков. Чаще всего это происходило с юношей весной. В свободное время Алексей нередко шел на гору Вырку, которая располагалась за Калугой. Там он долгое время сидел и думал.
Когда парню исполнилось 14 лет, ему пришлось пропустить год обучения по болезни. Затем будущий Оптинский Старший едва не ушел в рославльские леса к пустынникам. Среди них были и Моисей и Антоний. Когда Алексей на несколько верст удалился от Калуги, началась сильнейшая гроза с обильным дождем. В этих природных проявлениях юноша увидел знак, что Господь не дает ему благословения на эту дорогу.
Курс семинарии Алексею удалось закончить третьем учеником. Там ему дали другую фамилию – Зерцалов. После чего перед юношей открылся новый путь, столь привлекательный для молодого человека.
Как пришел к вере в Бога
После учебы в семинарии парень не раз получал предложения о службе в храме. Однако Бог уготовил для него другую судьбу. Когда Алексей находился дома, он нес службу в Казенной Палате и совершал паломнические поездки. Вместе со своей сестрой Анной юноша посетил Сергия Радонежского. Затем он поехал в Хотьково. Это место настолько пришлось юноше по душе, что он убедил сестру поступить туда.
Юная 18-летняя девушка приняла предложение брата и получила благословение от матери. Затем старец Анатолий, который очень ценил послушание сестры и в течение всей жизни о ней заботился, дал ей возможность перевода в Шамордино. Там женщина прожила еще 5 лет после кончины своего брата. Она приняла схиму под именем Августы, а затем умерла.
Сам Алексей еще немного проработал в Казенной Палате. Своей зарплатой юноша делился с родственниками. При этом он вел скромный и строгий образ жизни. Молодого человека все уважали и любили. Алексей имел приятную наружность, спокойный нрав и аккуратность в одежде. Юноша был настоящим утешением для родственников. Он часто приезжал к родителям. Мать тоже нередко приезжала к сыну и слышала о нем много приятных слов. Алексей старался не посещать увеселительных мероприятий. В гости он ходил редко. Если же это случалось, юноша нес там добро.
Однажды у своего товарища в дома он увидел неладное. Гость посоветовал приятелю отслужить молебен. После чего негативные события прекратились. Неудивительно, что юношу одолевали мысли о постриге в монахи. Он постоянно молился Богу и посещал храмы. Если мать приезжала к сыну с утра, то могла его застать далеко не всегда. Юноша уходил к ранней обедне. В соборе Алексей становился спереди, чтобы лучше слышать священника. Однако после прихода новых верующих юноша отодвигался и давал место другим.
Вероятно, Алексей шел бы в Оптину более длинной дорогой, однако ему помог сам Господь. Молодой человек пытался найти вразумление в молитве и ожидал более четкого обозначения воли Создателя. Так и произошло.
Алексей заболел туберкулезом. Заболевание тогда считалось неизлечимым. С ним же заболели его приятели-чиновники. Юноша пообещал, что в случае выздоровления станет монахом. Товарищи Алексея в скором времени скончались, а сам он поправился. После выздоровления юноша отказался от службы. В 1859 году его принял преподобный Моисей – старец Оптиной.
Родители дали юноше благословение на путь инока. На тот момент молодому человеку было 29 лет. Алексей был образованным, старательным и благонравным. Потому архимандрит Моисей принял послушника с любовью. Старец Макарий сообщил матери Алексея, что та отпустила сына на столь хорошее дело. С того момента старец Макарий начал осуществлять руководство духовной дорогой молодого инока. Он сам учил юношу молиться. Юный послушник часто ходил подальше в лес и там читал молитвы в уединении.
Чем известен
Анатолий Оптинский был наделен всеми дарами Святого Духа. Он обладал прозорливостью и духовным рассуждением. К тому же монах мог исцелять телесные и душевные болезни. Инок был способен узнавать заранее о грядущей кончине людей, видеть их болезни и неурядицы и аккуратно предупреждал о предстоящих испытаниях.
Одной монахине и монаху он указал на настоятельства, которые их ожидали. Другой девушке Анатолий предрек предстоящую смерть. Еще одну монахиню он предупредил о болезни ног и предостерег, что грядут испытания. При этом инок наказал ей отрешиться от постигших скорбей.
Также известен еще один случай. Одна юная девушка приняла решение остаться в монастыре. Когда ее родители узнали об этом, то рассердились и отвергли ее. Когда мать девушки приехала, увидела твердость намерений дочери и оставила ее, даже не простившись. Юная подвижница почувствовала сиротство и одиночество. Она горько расплакалась и отправилась к отцу Анатолию. В приемной девушка услышала вначале шаги, а затем и псалом, который пел старец. Когда отец Анатолий зашел, он был светлым и радостным. Безусловно, старцу открылось произошедшее. После чего он выразил его суть текстом псалма.
В самой внешности старца была видна его духовная суть и особое молитвенное настроение. Инок демонстрировал смирение даже в мелочах. Он проявлял ревность духа и необычайную скромность.
К тому же отец Анатолий был необыкновенно доверчивым человеком. Он относился ко всем просто и никогда не думал, что окружающие могут лгать или обманывать. Нередко инок слушал рассказы других людей о скорбях и воспринимал это близко к сердцу. Монах сам скорбел об этом человеке и не подозревал его в обмане.
При этом известно, что инок не мог терпеть, когда льстят или лицемерят. Он ценил прямоту и искренность и сам демонстрировал эти качества. В своем обращении прямотой отец Анатолий напоминал старца Льва, которого, скорее всего, воспринимал в качестве наставника.
Доброту Анатолия к окружающим сложно описать словами. Он был готов отдать душу за других. Монах много терпел от окружающих и никогда не боялся, что о нем скажут плохое. Если же инок слышал что-то не особо приятное, то радовался, приговаривая: «Видел бы Бог правду». Также отец Анатолий иногда говорил, что ему безразличны слова окружающих.
Отец Варсонофий вспоминал Анатолия Оптинского с большой любовью. Он говорил келейнику Никону, что инок настолько любил Бога, как только Его возможно любить. Это ощущалось в отношении всех, кто посещал монаха. У Анатолия не было врагов. Он любил даже тех, кто не любил его.
Леонтьев прекрасно знал старца и называл его одним из наиболее своеобразных людей среди всех жителей обители. Он называл инока огромным дитем. Леонтьев говорил, что старец был жалостливой и увлекающейся личностью, которая проявляет бесконечную доброту. Также он говорил о необыкновенной доверчивости старца, которая граничила с наивностью. Монаху была чужда природная хитрость или ловкость. При этом инока нельзя было назвать глупым или хотя бы простым умом. Это был очень мыслящий человек, склонный к философствованиям.
Преподобный Анатолий был всегда сердечным и внимательным к родным и близким. При этом он относился к ним не более любяще, чем к другим людям. Любой человек был для инока родным, поскольку в его сердце пылала Христова любовь. Когда Анатолий служил литургию, после детальной и внимательной подготовки преклонный старец действительно казался неземным.
Отеческое, наполненное любовью и при этом уверенное пастырское окормление взрастило величайших старцев Оптиной пустыни. Среди них стоит назвать схиархимандрита Варсонофия и иеросхимонаха Нектария.
Смерть и канонизация
15 декабря 1893 года Анатолий Оптинский тайно принял схиму. Об этом было известно лишь его духовнику – отцу Геронтию. Также это знали и другие близкие ему люди. После чего Оптинский Старший стал иеросхимонахом.
С того момента начался тяжелый недуг старца. Но в дни памяти наставников Анатолия, Макария и Амвросия, которые приходились на 7 сентября и 10 октября, силы к монаху частично возвращались. Благодаря этому он мог еще служить.
В течение нескольких месяцев жизни старец не поднимался с кресла. Он терпел огромные страдания. Иногда инок переносил сильнейшую икоту, которая не прекращалась в течение 3 дней. Нередко Анатолий приобщался Святых Христовых Тайн. Также к нему часто приносили чудотворные лики святых. Во время тяжелой болезни отцу Анатолию в качестве утешения была направлена телеграмма Иоанна Кронштадтского.
Также старец находил утешение в чтении святого Евангелия. Особенно Анатолий любил 14 и 15 главу Евангелия от Иоанна. В жизни отец Анатолий больше всего почитал Григория Богослова и апостола Иоанна. Также это относилось к Архистратигу Михаилу и святой Варваре. Именно этих святых старец просил о помощи в дни болезни. Из древних подвижников инок обычно вспоминал Пахомия и Антония Великих. Также инок вспоминал с благословением многих старцев. Среди них стоит выделить Макария, Моисея, Антония. Также Анатолий нередко вспоминал Льва, Амвросию и мать Софию.
Епископ Анатолий дал благословение монахиням из Шамордино ухаживать за иноком во время недуга. Однажды монахини, которые тяжело выдерживали болезнь инока, сказали, что молятся о его здоровье, но Бог их не слышит. Однако Анатолий ответил им, что Господь во много раз светлее солнца и, конечно же, слышит их молитвы. Однако Бог творит то, что угодно Ему.
За 1,5 месяца до кончины старец благословил Шамордино ликом Знамения Богоматери Пречистой. Рождество было грустным. На тот момент инок уже не вставал с кровати. На Крещение он увидел, как монахи идут в церковь, и посетовал, что, грешный, вынужден находиться дома.
До последнего дня своей жизни старец не прекращал утешать и наставлять своих чад. Это были и миряне, и монахи из других обителей. Их инок всегда принимал в самые кратчайшие сроки. Старец скончался в 4.20 25 января 1894 года. Многие чада отца Анатолия видели его после смерти во сне. Он их утешал, исповедовал, врачевал их. После таких снов люди ощущали утешение. Некоторые из них и вовсе исцелялись от физических и духовных болезней.
В 1996 году отца Анатолия отнесли к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. При этом в августе 2000 года Архиерейский собор РПЦ прославил монаха для общего почитания. Мощи отца Анатолия располагаются во Владимирском храме, располагается в Оптиной пустыне.
Отец Анатолий Оптинский получил широкую известность среди православных верующих. Этот монах демонстрировал при жизни величайшую кротость и смирение и был наделен множеством даров. Благодаря этому его после смерти отнесли к лику святых.