Житие святителя Киприана Карфагенского и творческое наследие епископа, иконы
Христианское учение формировалось на протяжении нескольких столетий. До настоящего времени в догмате веры еще остались нерешенные проблемы, в частности о единстве Христианской Церкви. Труды святого Киприана Карфагенского оказали значительное влияние на многих богословов, духовенство и верующих людей, начиная с III века и до периода Реформации.
Краткое жизнеописание святого
Епископ Карфагенский – один из самых значительных деятелей и просветителей раннехристианской церкви, почитаемый в равной степени католиками, православными и протестантами.
Происхождение
Киприан родился в столице североафриканской римской провинции – Карфагене. Приблизительная дата – 200/210 год. Его отец был богатый и знатный римский сенатор, приверженец древних языческих богов.
Житие
Юноша обладал большими способностями:
- аналитическим умом;
- отличной памятью;
- развитой речью.
В карфагенской школе святой приобрел знания по философии, риторике. Киприан был блестящим оратором, с выразительной, аргументированной речью. Длительное время преподавал риторику, выступал защитником на судебных разбирательствах. Христианским вероучением успешный юрист заинтересовался, когда ему было 40 лет.
Киприану, привычному к логическим формулировкам и построениям, сложно было осознать христианское вероучение. Большое влияние на него оказали труды Тертуллиана, одного из первых раннехристианских богословов.
Тертуллиан, как и Киприан, родился в Карфагене, в семье центуриона (командира крупного воинского подразделения). Риторику и философию он изучал в Риме, затем вернулся в Карфаген, где принял христианство и был в 200 году рукоположен в пресвитеры.
Основоположник теологии в своих сочинениях отвергал возможность логического понимания библейских текстов, считая, что его толковать надо буквально. Тезис Тертуллиана, что чистая вера в Бога не может иметь логического обоснования, стал основополагающим в христианстве.
Благодаря общению с пресвитером Кекилием, Киприан утвердился окончательно в христианской вере, и в 46 лет получил статус оглашенного, а затем крестился. Приобщение к христианству, по словам святого, осветило жизнь, утихомирило душевные страсти. Следуя христианской морали, он раздал имущество бедным, покинул богатый дом и поселился у Кекилия. Через год после крещения святитель был рукоположен в пресвитеры. А затем был утвержден епископом Карфагенской Церкви.
Смена у власти римских императоров отражалась на отношении к христианам. В 250 году началась первая волна гонений и попытка вернуть языческую веру. Киприан предугадал преследование и покинул Карфаген, распределив перед этим церковное имущество между оставшимися священнослужителями.
После смерти императора пастырь вернулся в Карфаген, где против него образовалась оппозиция. Причиной стало разногласие относительно вероотступников, желавших по окончании преследований вернуться в лоно Церкви.
С приходом к власти императора Валериана повторились гонения на христиан. После отказа святителя принести жертву в языческом храме он был отправлен в ссылку в Курбус (в 150 километрах от Карфагена), где пробыл год. Здесь во сне ему было открыто, что вскоре его ожидает мученическая смерть.
Через год пастырь был возвращен в Карфаген, где его снова стали принуждать вернуться в языческую веру.
Служение Богу
Святитель активно занялся церковными делами, подавая пример смирения, благочестия и богомудрия. Святой Киприан был прирожденным духовным пастырем. Скрываясь от преследования при императоре Деции, он не прерывал общения с общиной, обмениваясь с ней письмами.
Из страха смертной казни часть высшего духовенства отреклась от христианского вероучения и принесла жертвы языческим идолам. После смерти императора епископы пожелали снова стать христианами через покаяние перед исповедниками (верующими, не отрекшимися от Христа).
Святитель выступил с обращением, поддержанным большинством епископов на Соборе 251 года, в котором указал, что принять обратно отказников можно только после церковного покаяния и разрешения епископа.
Кроме этого, в Риме, при поддержке карфагенского духовенства, была совершена попытка смещения действующего епископа. Эти обстоятельства побудили святителя написать догматический труд «О единстве Церкви». Во время второй ссылки при императоре Валерии святой Киприан посвятил себя написанию богословских сочинений и писем.
Кончина
На повторном судилище Киприан вновь отказался поклониться языческим богам, и был приговорен к казни. Святой мужественно встретил свой последний час. Сам завязал себе глаза со словами: «Благодарение Богу». 14 сентября 258 года он был обезглавлен. Ночью его тело похоронили на частном кладбище. Через 5 столетий святые мощи были перенесены во Францию.
Творческое наследие святителя
Святой Киприан является автором учения о единстве Церкви, 12 трактатов и 65 писем.
Сочинения
Обширное богословское наследие объясняется практической деятельностью епископа Киприана. По натуре он был духовным пастырем, а не теологом. Эпистолярные труды святителя на протяжении столетий считались образцами для подражания по содержанию и форме изложения христианского учения.
Трактаты
Сохранилось 12 трактатов, оказавших значительное влияние на клириков и верующих. Особенно примечателен трактат «О смертности» по поводу чумы, когда больные были брошены без ухода. Увещевания и аргументы возымели действие на людей, вспомнивших о милосердии к ближнему.
Письма
Сохранилось 65 писем, написанных рукой Киприана. Из них 40 были написаны во время ссылок, в том числе более половины было адресовано духовенству и пастве Карфагенской церкви. По поводу возврата в лоно Церкви отказников было написано 25 писем. В письмах святителя отражены текущие церковные проблемы, что является ценным историческим материалом.
Учение
Святой Кипириан задался вопросом, в чем заключается единство Церкви. Свое учение он построил на Догматах Ветхого и Нового Завета. На раннем этапе (до III века) единство Церкви Христовой определялось по двум признакам: наличия общины единоверцев и выборного из их числа епископа, наблюдающего, организующего религиозные обряды.
Святость выборного религиозного деятеля подтверждалась рукоположением епископов из других общин. Тем самым сохранялось внутреннее единство разобщенных территориально общин.
Главной объединяющей силой христиан считался Святой Дух, под влиянием которого в общинах формировался дух братской взаимопомощи и любви. При этом со стороны верующих должно быть искреннее желание следовать этим правилам.
Определить границы Церкви визуально было невозможно, так как общины находились на значительных расстояниях друг от друга. Отсутствовал единый центр, которому бы подчинялись все верующие. У разных богословов возникали свои теории понимания Священного Писания. Споры о сущности догматов разрешались на Вселенских соборах. Ожесточенные разногласия в начале IV века стали причиной раскола церковной жизни.
Святой Киприан создал учение о единстве Церкви, назвав основной консолидирующей силой епископа, назначенного Богом. Первым епископом, которого назначил Иисус Христос, был апостол Петр. Это стало догматической основой учения о Единой Церкви. Последующие епископы были его преемниками, к ним переходила Благодать Божия. Епископы, которым перешла сила и власть апостола Петра, подчинялись только Богу.
Занимать Престол мог только один епископ. Суть учения заключается в том, что те, кто не подчиняются епископу, считаются еретиками и грешниками. На этом принципе устроена Римская Католическая, Англиканская Церковь. Часть положений использует в церковной практике Православная Церковь.
Институт епископата (иерархическое устройство), по мнению святого Киприана, призван сохранить единство истинной Церкви. Он является барьером, отделяющим истинную, вселенскую Церковь от мнимых подражателей.
Истинность определялась по нескольким критериям:
- истинное вероучение;
- соблюдение предписаний Нового Завета;
- постоянное общение между церковными общинами.
Святой Киприан был приверженцем логики, дисциплины и порядка, что нашло отражение в его учении. Следуя его выводу, Единая Истинная Церковь объединяет избранных под предводительством епископов. Только эти верующие имеют право на получение даров Святого Духа и вечную жизнь в Царствии Небесном. Епископ обладает правом отлучать от Церкви за грехи.
Значение в православии
Священномученик Киприан первым из богословов решился найти ответ на вопрос, который до сих пор является неразрешенным: как объединить все христианские церкви? Святого почитают, как величайшего учителя Западной и Восточной Церкви. Отточенность формулировок продолжает привлекать к изучению его трудов.
Выдвинутая им идея, что Святой Дух после принятия веры Христа меняет земную сущность каждого человека, на практике не подтвердилась. Несмотря на идеализацию, работы святителя являются свидетельством высочайшей силы духа и разума.
Иконография
На иконах святитель Киприан изображается в одеянии епископа, с книгой в левой руке, правой рукой благословляющий молящихся.
Почитание
В Православной Церкви святого великомученика поминают 13 сентября (31 августа).