Что церковь говорит о злопамятности – грех это или нет, как ее победить

Человек не властен над своей памятью, она хранит важные и значимые, а иногда мелкие и незначительные события жизни. Почему же злопамятных считают грешниками, если люди не совершают зла, а просто не могут выбросить из головы воспоминания об оскорблениях и несправедливостях. Памятозлобие – так называет церковь неумение забывать обиды, держать в себе ненависть, гнев, которые лишают человека покоя и отдаляют от Бога.

Поиск молитв на все случаи жизни

Грех ли это

Термин «памятозлобие», используемый святыми отцами, гораздо точнее отражает суть понятия. В этом слове ключевой частью является «зло», то есть способность памяти хранить и лелеять плохое. В основе этой особенности человека неумение и неготовность прощать обиды, досадные промахи близких.

Желание мести, ответа на причиненное обиды, зло восходит к древним временам, принцип «око за око» глубоко укоренен в природе человека. Оптинский старец Лев учил, что не стоит смущаться, обнаружив у себя грех злопамятности. Совершенных людей не бывает. Но лелеять в себе греховные страсти нельзя, с ними нужно бороться.

«Мне отмщение и Аз воздам» – сказано в Библии. Каждому воздастся по заслугам, Господь берет на себя наказание за все грехи. Строить планы мести, высчитывая чужие просчеты, помнить обиды, значит отказаться от веры в Божью милость и справедливость.

Деяниями обидчиков осуществляется промысел Божий, Господь посылает людям испытания и ждет от своей паствы ответа. Злопамятность отдаляет от Всевышнего, ведь Бог есть любовь.

Совершая ошибки, каждый из нас надеется на понимание и прощение Господа и людей, но отпустить чужие грехи не готов.  Бесконечное копание в себе, память о чужих промахах и грехах свидетельствуют о нежелании следовать заповедям Христа, который призывал прощать и любить.

Святая церковь считает, что злопамятность – грех, так как человек отвергает любовь и отрекается тем самым от Бога.

Почему быть злопамятным – плохо

Неспособный изгнать из памяти зло – множит собственные скорби, так учит православная церковь. Злопамятность указывает на многие грехи, мешает приблизиться к Господу и не дает человеку жить счастливо и покойно.

Что церковь говорит о злопамятности

Но даже те, кто не веруют, отвергают само понятие греха, не мечтают войти в Царство Небесное, должны понимать, что несчастливое свойство хранить в памяти злобу, обиды, горечь и позор оказывает негативное влияние на здоровье и психику человека. Злопамятный становится заложником прошлого, многократно вновь переживает тяжелые моменты.

Рассмотрим, что говорит церковь и здравый смысл о вреде и опасности злопамятности.

Иоанн Златоуст: «Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежанием на земле и бесчисленными подвигами, а ты можешь уничтожить все согрешения свои гораздо более легким способом — непамятованием зла».

Связь с гордостью

Злопамятность имеет в основе один из наиболее тяжких грехов – гордыню. Человек слишком высоко себя ставит, считает себя способным всех оценивать, выносить суждение о чужих поступках.

Страдающий излишней гордостью уверен в своем праве и непогрешимости, собственное мнение считает единственно правильным. Святитель Игнатий предостерегал от гордости даже избранников Божиих, утверждая, что яд памятозлобия убивает душу.

Гордыня мешает трезво оценить себя, поэтому все собственные промахи воспринимаются незначительными, а недостатки других выглядят непростительными грехами. Человек гордый уверен в себе, всегда считает, что достоин лучшего, не оценен другими, поэтому зачастую испытывает обиды, разъедающие душу.

Что церковь говорит о злопамятности фото

«Ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и раздражительного» (Иоанн Златоуст).

Самобичевание

Иоанн Златоуст учит, что злопамятный человек в первую очередь наказывает себя. Бесконечное самокопание, планы мести, пережевывание обид разжигают огонь, доводят до горячки, иссушают душу. Те, кто помнит чужие грехи, вспоминая их как обиды, не бывает спокойным и счастливым.

«Что хуже этого неистовства — всегда мучиться, раздражаться и воспламеняться? А таковы души злопамятных. Они, как скоро увидят того, кому хотят отомстить, тотчас же выходят из себя; услышат ли голос его, падают и дрожат; лежат ли на постели, придумывают тысячи мучений, как бы поразить и растерзать своего врага; а если при этом увидят его благоденствующим, о, какое для них наказание! Прости же другому проступок его и избавь себя от мучения… Для чего причиняешь самому себе изнурительную болезнь?» (Иоанн Златоуст, 52, 365-366).

Отцы церкви учили, что те, кто страдает злопамятностью, пока замышляют планы мести, страдают безмерно, содержат свой ум в постоянной тревоге и волнении. Планируя зло против врагов, эти люди превращают свою жизнь в ад, иначе как самобичеванием это состояние назвать невозможно.

Злопамятность порождает гнев

Неправедный гнев отключает разум, человек забывает о добродетелях, становится злобным, не способным принимать взвешенные решения. Утвердить свою волю, отринув потребности и интересы всех остальных – главная идея того, кто поддается гневу и бесконечно пережевывает обиды.

злопамятность

Гнев считают проявлением самости, своеволия. Человек отрицает волю Господа, его промысел, забывает, что все мы в руках Божьих. Неспособность простить и забыть вытекает из агрессивной обиды, агрессивного осуждения других, которые и являются гневом.

Преподобный Дорофей учит, что закосневший гнев превращается в злопамятность. Гневливые люди подпитывают свою злобу, постоянно вспоминая истинные и мнимые обиды и оскорбления, бережно хранят в памяти неприятные моменты жизни.

Праведный гнев позволяет бороться за истину, против несправедливости, нарушений Божьих заповедей, в то время как неправедный служит больному самолюбию и гордыне человека, множит обиды.

Обиды искушают грешников

«Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Эти слова молитвы часто произносит большинство верующих, но на искреннее прощение обид способны далеко не все. Многие просто повторяют заученный текст, но должникам помнят все до мелочей.

Обидчивость – распространенное качество, которое кажется безвредным только на первый взгляд. В основе его лежит гордость, которая рождает уверенность, что мы достойны лучшего отношения, с нами обращаются несправедливо.

Неспособность поставить себя на место другого, понять чужое мнение, допустить, что ошибаться может каждый, в том числе и ты сам, служат источником массы огорчений для людей обидчивых.

Бесчисленные обиды злопамятные бережно хранят, они искушают на осуждение окружающих, самых злобных подталкивают к вынашиванию планов мести. Такие люди считают всех недостойными и порочными, себя незаслуженно пострадавшими, неоцененными. Чужие грехи они разглядывают в увеличительное стекло, постоянно подкармливают свою злопамятность.

злопамятность фото

Те, кто забывает, что гордость и гнев – тяжкие грехи, не замечают за собой этих качеств, превращаются в грешников, отринувших милость Божью.

«Если ты не оставишь ближнему своему обиды, то и Отец твой Небесный не отпустит тебе грехов твоих» (Иоанн Златоуст, Матф. 6:9).

Негатив мешает духовному развитию

Переживать обиды приходится всем, возмущение несправедливостью присуще любому человеку. Важно, чтобы эти качества не заслонили веру в доброе, не отринули человека от Бога.

Люди – не ангелы, безгрешных среди нас нет. Мы гневаемся, ссоримся с близкими, возмущаемся поступками соседей и сослуживцев. В реальной жизни приходится мириться со множеством обид, но вперед может двигаться только тот, кто способен отпускать негатив, стремиться к лучшему.

Умение забывать плохое – не слабость и безволие, а нацеленность на более счастливое будущее, возможность для духовного развития. Несовершенство собственной натуры можно постепенно преодолевать, стараясь извлечь полезный опыт из прошлого и учась на ошибках.

Старец Иосиф Молчальник пишет, что «тот, кого оскорбляют и он долготерпит, кого обижают и он прощает» приобретает и просветляется больше других. Негативный жизненный опыт может стать мощным толчком в саморазвитии, научить бороться с трудностями, а также привить терпение и смирение, которых многим не хватает, чтобы ценить простые радости.

Люди, слишком озабоченные обидами, не прощающие чужих грехов, неспособны ясно мыслить, постоянно находятся в плену былого, теряют время на бесплодные мудрствования.

злопамятность

«Набежавшее облако омрачает солнце, а помысл памятозлобия – ум», – так учил Нил Постник, христианский святой.

Может быть психическим отклонением

Зацикленность на обидах может превратиться в манию, идею фикс, особенно если человек предпринимает шаги для наказания врагов. Но и простое самокопание разрушает нервную систему, может стать причиной психических заболеваний.

Тем, кто не способен справиться с проблемой предлагаемыми церковью средствами, стоит обратиться к специалистам, посетить психолога или психотерапевта. Люди с нарушенной психикой могут стать серьезной бедой для окружающих, нанести вред себе и близким.

Неспособность держать себя в руках, управлять гневом, отрешаться от повседневных дел, бессонница могут быть началом психических расстройств, которые требуют квалифицированной помощи врачей.

Как победить злопамятность

Господь заповедовал прощать врагов, но для многих из нас это является немыслимым подвигом. Человек склонен думать, что прав, незаслуженно оскорблен. Считает, что простить обидчика – значит признать справедливость его действий, свое безволие. Но главное препятствие – гордыня, уверенность в собственной непогрешимости.

С грехом злопамятности в себе боролись многие святые, они оставили советы, как постараться победить пагубную страсть.  Размышления о памятозлобии мы находим у отцов церкви:

  • Иоанна Златоуста;
  • Нила Синайского;
  • Исайи Скитского;
  • святителя Игнатия (Брянчанинова);
  • Иоанна Лествичника;
  • преподобного Ефрема Сирина.

злопамятность фото религия

Важно помнить, что с тяжким грехом злопамятности нужно постоянно и неуклонно бороться. Апостол Павел призывал не держать неправедный гнев в себе дольше, чем до конца текущего дня. Отходя ко сну, нужно простить всех, кто нанес обиду.

В борьбе с грехом злопамятности первый шаг – осознание собственных ошибок, греховности, несовершенства. Христианин знает, что сам совершает грехи, надеется на Божью милость, прощение. Христос призывал молиться за врагов своих, прощать обиды.

Лев Оптинский советовал уповать на милость Божью, призывать Его помощь для сопротивления скопившейся в душе злобе. «Прошу Вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь Вас сохранить».

Оптинский старец Макарий учил, что заметив в душе гнев на ближнего, следует укорить себя за темную страсть, найти в душе смирение.

Максим Исповедник советовал молиться о том, кто нанес обиду, утверждая, что избавишь тем самым его и себя от страстей.

Еще один необходимый шаг в борьбе со злопамятностью – покаяние в грехе. Искреннее, не на словах, раскаяние в обуревавших злобных чувствах поможет изжить обиды, устыдиться, пробудит совесть и понимание собственных грехов.

Господь призывал к любви и прощению. Злопамятность, основанная на гневе, неготовности забыть обиды, является грехом, который христиане должны стремиться побороть в себе покаянием и молитвой. Тем, кто не умеет прощать, не следует надеяться на Божью милость. «Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата» (Ефрем Сирин).

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий