Житие и творческое наследие Иустина Философа, икона и молитвы мученику
Святой Иустин жил во 2 веке, во времена становления христианской веры и развития философских учений. Родившись язычником, Иустин искал знаний и истины, изучал творения великих мыслителей древности, осознанно пришел к вере в Христа, принял ее всем сердцем. Святой внес великий вклад в развитие христианской науки. Иустин – мученик, философ, один из главных и значимых богословских толкователей истории.
Что известно про житие мученика
Родиной Иустина была бывшая Иудея, которая после войны с Римом превратилась в Палестинскую Сирию, одну из провинций империи. Точное время рождения святого неизвестно, он появился на свет в языческой семье в начале 2 века в Сихеме. Родители были людьми обеспеченными, молодой человек много учился, брал уроки у представителей разных философских школ. Пытливый, любознательный, целеустремленный юноша пытался найти истину, познать себя и мир.
Ни одна из философских школ не принесла в душу молодого человека спокойствия и осознания истинности учения:
- стоицизм исключал необходимость познания Бога;
- последователи Аристотеля брали плату за обучение, что, по мнению святого, было недостойно философии;
- для пифагорейцев на первом месте значились знания музыки и астрономии.
Иустин постигал также учение Платона о бестелесном, стремился вместе с платониками созерцать Творца. Наблюдая со стороны за последователями Христа, святой восхищался стойкостью и верой этих людей, которые терпели муки и преследования, не отрекались от слова Божьего даже под страхом смерти.
Изучение философских учений вызвало разочарование, святой чувствовал, что найти истинный путь не может. «Пойдет ли кто-то на смерть за Платона, как бесстрашно встречают поношения и казни за веру последователи Христа?».
Судьбоносной для молодого человека стала случайная встреча в Эфесе с ученым старцем, который открыл важные истины пытливому уму. Мудрец, критикуя философские школы, прославлял ветхозаветных пророков, которые изрекали истины, принесли весть о приходе Сына Божьего. Их предсказания исполнялись, пророчества сбывались.
Старец указал, что свет истины открывается не тем, кто пытается постигнуть все умом и логическими построениями, а по промыслу Божьему, по молитвам и милости Господа.
В душе молодого философа наступил покой, картина мира сложилась, Иустин стал христианином, принял крещение. Точная дата неизвестна, приблизительно 132-137 годы. С этого времени молодой человек ведет миссионерскую жизнь, много ездит по империи, основывает катехизическую школу, которая официально считается философской.
Все приходящие в школу могли участвовать в диспутах и приобщаться к знаниям. Известным учеником и последователем святого был Татиан. По мнению Иустина, мудрецы и философы древности были вдохновлены и направлялись Божьей милостью, так как возможности человеческого ума ограничены.
Святой продолжал одеваться в плащ, как философ, но направление его мыслей и речей изменилось. Путешествуя по империи, Иустин, подобно учителю, просвещал людей.
Важно: святой считал, что данный Богом талант нужно реализовывать, кто может нести истину, должен это делать, иначе погрешит против Бога.
Христианское учение Иустин защищал от еретических мыслей и идей. В начальные годы становления веры Христовой расплодилось множество сект, трактовавших Божье слово по своему разумению. Они искажали слова апостолов, вольно трактовали христианские идеи, выхолащивали их суть.
Римские власти регулярно и целенаправленно проводили компании по истреблению христиан, считая их врагами империи. Защита единоверцев была основным направлением деятельности святого. Он писал труды, в которых опровергал утверждения власти об опасности новой веры, утверждал, что мораль христиан, их духовные устои выше языческих.
Пришедший в 160 году к власти Марк Аврелий инициировал новые процессы против христиан, на казнь были осуждены знатные римляне, открыто заявившие о своей вере. Иустин понял, что скоро кара настигнет и его, но не оставил свои труды, открыто отвечал на измышления врагов.
Одним из непримиримых противников святого был Кресцент, известный философ-киник, который имел собственную школу и боялся потерять сторонников. По некоторым источникам, по инициативе Кресцента святой и 6 его учеников были арестованы и предстали перед властями. Приказ был отдан префектом Рима Рустиком, который был учителем императора Марка Аврелия, имел свою философскую школу.
Рустик имел долгие беседы с Иустином, пытался вернуть святого к вере в языческих богов, что было необходимо, по мнению властей, для истинного гражданина страны. Но и святой, и его ученики не отреклись от Христа, выразили готовность страдать за веру и тем обрести спасение для вечной жизни.
В 165 году Иустин с учениками были осуждены на бичевание, затем обезглавлены. Так христианский философ «увенчал свою святую жизнь мученичеством».
Значение святого Юстина в православии
Крупнейшим богословом и христианским ученым считают Иустина православные и католики. Пытливый ум, тяга к осмыслению действительности привели юношу к изучению философских систем. Святой отталкивался в своих трудах от основ греческой философии, первым толковал историю с позиций богословия.
Православным Иустин близок тем, что призывал христиан поддерживать и помогать всем убогим, нуждающимся. Античных философов святой считал толкователями Ветхого Завета, а саму философию допустимой, так как человек имеет способность Боговедения.
Иустин имел обширные знания, оставил множество трудов, соединил философские и христианские традиции в богословских работах. Описал правила проведения церковных таинств, Евхаристии и Крещения, во 2 веке.
Архимандрит Киприан назвал святого честным, образованным язычником, который был истинным представителем своей эпохи. Перепробовав разные учения, изучив все философские системы, Иустин всем сердцем принял христианство, распространял слово Божие, внес вклад в богословскую науку.
Творческое наследие
Доподлинно известно, что перу Иустина принадлежат 3 больших труда – 2 Апологии и «Разговор с Трифоном Иудеем». Существует еще несколько работ, подлинность которых установить трудно. Все труды объединяет общий подход – о Боге святой говорит в терминах философии, понятных образованным людям того времени.
Большая Апология
Состоит из 68 глав, написана после 150 года, адресована императору Антонину Пию. Иустин пытался добиться примирения властей и императора с христианами, сделать учение Иисуса понятным, защитить единоверцев от нападок. Святой разоблачал в этом труде все обвинения, выдвигаемые против христиан:
- Отрицал безбожие, утверждал, что только христиане верят в истинного Господа.
- Опровергал, что верующие во Христа – враги империи. Последователи Иисуса законопослушны, избегают греха, так как знают, что можно скрыться от наказания людского, но не от Бога.
- Не признавал безнравственности, утверждал, что нравы в языческой среде более разнузданные.
Во 2 и 3 частях святой защищал основы христианского учения, описывал церковные таинства. Он призывал власти не подвергать единоверцев гонениям и казням, напоминал о Божьем суде за несправедливость.
Вторая Апология
Работа написана без адресата, в ответ на казнь знатной римлянки и еще двух христиан. Злобные нападки язычников, насмешки над верующими во Христа послужили поводом к написанию Апологии. Иустин определяет философские системы как предтечи христианских идей, великие мудрецы-язычники предвидели грядущее, готовили почву для понимания Божьего слова.
Святой указал, что Господь все видит, но не руководит всем в мире, не вмешивается в порядок вещей. Злые демоны ведут тех, кто гонит и мучает христиан. Желание сторонников истинного Бога состоит в том, чтобы все узрели истину.
«Диалог с Трифоном Иудеем»
Иустин призывает иудеев принять, что Мессия, которого они ждали, пришел в лике Христа. Также святой указал, что на смену закону Моисея пришел Новый Завет, а верующие во Христа стали наследниками Божьих обетований.
Святой считал, что иудеи должны принять верующих во Христа как своих, признать единоверцами. Пророки Ветхого Завета именно Иисуса предрекали в качестве посланника Божьего.
Почитание
Церковь почитает Иустина как мученика, принявшего смерть за Христа, не отрекшегося от веры. Сохранились «Акты Иустина», представляющие собой протоколы допроса святого, имеющие также вводную и заключительную части. Почитание сложилось давно, имя Иустина упоминается в латинских церковных источниках с 9 века.
Православная церковь славит в Иустина Философа 14 июня, вместе с еще одним святым – Иустином с учениками. День памяти – 14 июня. Жизнеописание святого приведено в «Четьи-Минеях», в труде Дмитрия Ростовского «Жития Святых». История не сохранила сведений о том, где был погребен Иустин. В 17 веке мощи святого были подарены папой Урбаном римскому монастырю. История появления мощей неизвестна.
Справка: сейчас мощи святого хранятся в храме святого Иустина в Риме.
Иконография
Сохранились ранние изображения святого благодаря включению Иустина в минеи. К ранним относится Синайский гексаптих, датируемый 9-12 веками. Сохранилось изображение святого в рост, выполненное в 14 веке и включенное в Минологий Димитрия Солунского.
Иконописцы изображают святого молодым человеком с короткой круглой бородкой или старцем, убеленным сединами и с длинной бородой. В правой руке святого крест, левую руку изображают прижатой к груди или держащей книгу. Одет в ризу, плащ перекинут через плечо.
Тексты
По минеям, святого прославляют 14 июня (1 июня) во всех православных храмах.
Тропарь
Мученики Твои, Господи, / подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; / ибо они, имея силу Твою, / мучителей низложили, / сокрушили и демонов немощные дерзости. / По молитвам их, Христе Боже, / спаси души наши.
Кондак
Премудростью Боговдохновленных твоих учений, Иустин, Церковь Божия вся украсившись, освещает мир светом твоего жития, пролив кровь, ты получил мученический венец и с Ангелами предстоя Христу, моли, не переставая, обо всех нас.
Иустин внес большой вклад в развитие богословской мысли. Святой с философских позиций объяснял учение о Святой Троице, Логосе, сущности воплощения Иисуса. Иустин сумел привнести философскую систему объяснения и толкования различных явлений в богословские тексты, стремился воспитать уважение к величайшим языческим мудрецам, тем подтверждая глубину, традиции и истинность христианства.