Как можно освятить икону и церкви и допустимо ли это в домашних условиях
Многим верующим интересно знать, как правильно освятить купленную икону. Ведь иногда встречаются советы, что обряд освящения можно совершить самому. Оказывается, освящать иконы могут только священнослужители. В каждой церкви совершается чин освящения святейшего образа. К обряду допускаются только картины, написанные с соблюдением иконографического стиля и канонических правил.
Почему сейчас нужно освящать иконы
Необходимо помнить, что любая икона — это духовный облик личности, которая считается святой в христианской религии. Святейший образ создан для молитвы, то есть для общения верующего со Спасителем. В момент моления на иконографическое изображение снисходит Дух Святой. Перед святым ликом верующий человек раскаивается за прегрешения и просит у Бога милости.
Святейший образ, купленный в церковной лавке, как правило, соответствует всем каноническим правилам написания иконографических культовых предметов и уже освящен. Если изображение со Спасителем, Богородицей или святыми приобретено в антикварном или обычном магазине, на рынке, сделано самостоятельно, то желательно его отнести на экспертизу в церковь и освятить.
Дело в том, что не все картины, на которых изображен Иисус, Пренепорочная Дева Мария или мученики являются иконами. Иногда подобные рисунки относятся к разряду произведений искусств на религиозную тематику. При написании икон придерживаются ряда правил, соответствующих традициям иконописи, родоначальниками которых были такие иконописцы, как Андрей Рублев, Даниил Черный и другие. В древности художник рисовал святой образ, а архиерей делал на нем надпись. Священнослужитель писал на иконе имя святого, которого изобразил иконописец. Надпись архиерея подтверждала, что образ создан канонически верно и перед ним можно молиться.
В наши дни разрешается купленные в магазине или созданные собственноручно иконы освящать в церкви. В обряде освящения участвуют священнослужители. Перед святейшим образом читаются специальные молитвы, его окропляют святой водой и кадят дымом от ладана. Если освящается именная или семейная икона, то в обряде в храме должен присутствовать ее владелец.
Любой святой образ освящают только один раз. Повторного освящения, по церковным уставам, требуют лишь старинные или найденные святейшие иконографические изображения. Второй раз освящают икону, которая потерпела поругание или была выброшена в мусор.
Как освещают икону в храме
Как происходит чин благословения и освящения в церкви:
- Священник начинает со слов: «Благословен Бог наш всегда…». Затем чтец произносит: «Аминь…». Читаются: «Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троица. Отче наш».
- После молитв произносятся слова Псалма 88: «Милости твои, Господи, вовек воспою…».
- Дьякон говорит: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй».
- Священник произносит слова молитвы: «Господи Вседержитель, Боже отцов наших, во Святой Троице прославляемый…».
- Хор поет: «Аминь». Священник говорит: «Мир всем».
- Священнослужитель преклоняет голову и тайно читает молитву: «Безначальный, невидимый и непостижимый Господи!…» Потом провозглашает: «Ибо ты благословляешь и освящаешь все…». Хор поет: «Аминь».
- Священнослужитель трижды окропляет святой водой иконы и произносит: «Освящаются эти иконы благодатью Пресвятого Духа…»
- После окропления священник кадит иконы, поклоняется перед ними, целует их.
- Хор поет праздничные тропари.
- В конце произносится отпуст.
Важно! Купив иконографическое изображение не в церковной лавке, нужно прийти с ним в церковь и договориться со священнослужителем об освящении. Если картина написана по каноническим правилам, в храме скажут, когда принести ее для окропления святой водой.
Можно ли освятить в домашних условиях
Согласно церковным правилам, чин благословения и освящения святейшего образа может выполнять только священнослужитель. Разрешается пригласить батюшку домой и попросить его освятить новую икону. Порядок освящения будет такой же, как и в храме.
Если человек не является служителем церкви, то он не может самостоятельно освящать какие-либо вещи, в том числе и картины на религиозную тематику. Если икона не освящена в церкви, перед ней разрешается молиться. Однако лучше вначале освятить образ в храме, а потом читать перед ним молитвы.
Верующие должны помнить, что Спасителем дарован дар церковного освящения. Это особая благодать и милость Божья. Разумеется, картины, на которых изображены Господь, Богородица и мученики, уже святы сами по себе. Однако нельзя пренебрегать Божьим даром, предложенным самим Спасителем.
Образ, полученный в церкви, освящать не нужно
Есть негласный закон, что церкви и монастыри должны распространять только освященные иконы. Такая традиция зародилась в древности и соблюдается до сих пор. Если святейший образ куплен в храме или церковной лавке, его повторно освящать не нужно. Некоторые церкви продают освященные изображения святых через интернет. Второй раз приобретенные в виртуальном магазине церковные образа не освящают.
Купленную освященную картину можно принести домой и повесить на стенку или поставить на полку. Святейший образ может находиться в любой комнате: спальне, гостиной, прихожей, на кухне. Изображение святого рекомендуется разместить на восточной стене. Молиться принято лицом на Восток. Поблизости святейшего образа не должно быть картин непристойного содержания. Желательно не размещать изображения святых в проходных комнатах.
Молиться принято в тишине и одиночестве. Можно поставить образ на полке в кабинете или повесить в спальне. Во время общения с Высшими силами человека ничего не должно отвлекать. Перед молитвой можно зажечь свечку. Это символ духовной связи молящегося человека со Спасителем. По окончании моления ее нужно потушить. Тексты всех молитв есть в молитвословах.
Икону, вышитую бисером, тоже освящают в церкви
В наши дни святейшие образа создаются разными стилями, в том числе и вышивкой. К освящению допускаются только те иконы, которые созданы с соблюдением иконографического стиля и соответствуют строгим каноническим требованиям. Прежде чем освящать образ, священнослужитель проверит его. Все священники хорошо разбираются в подобных вопросах. В духовных учебных заведениях существуют специальные дисциплины по изучению образов (иконология, иконоведение, богословие иконы).
Если мастер вышил икону бисером и в процессе работы придерживался всех канонических правил, предъявляемых к атрибутам культа, то ее могут допустить к освящению. Верующему назначат дату, в которую будет проходить церковный чин. Обычно в церкви освящают сразу несколько иконографических изображений.
Текст молитвы на освящение иконы
Освящать святейшие картины рекомендуется в церкви. Чин освящения должен совершать священнослужитель. Дома можно произнести такую короткую молитву:
«Благодатью Святого Духа и окроплением святой водой освящается и благословляется этот образ. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Эту фразу произносят трижды перед новым изображением святого. Окроплять рисунок нужно святой (крещенской) водой. Любая картина, на которой изображен Бог или мученики, считается святой, и к ней нужно относиться с уважением. Настоящую святость образ приобретает после церковного освящения.
Чин благословения и освящения икон
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды.
Псалом 88
Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется, на Небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его. Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен еси, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн eго Ты укрочаеши. Ты смирил еси яко язвена гордаго, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля, вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предъидете пред лицем Твоим. Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш.
Таже диакон: Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Священник читает молитву
Господи Вседержителю Боже отец наших, в Троице Святей славимый и покланяемый, Егоже ни ум постигнути может, ни слово сказати возмогает, Егоже никтоже от человек нигдеже виде, точию якоже от святых писаний научихомся, сице веруем и сице Тебе, Бога Отца безначальнаго, и Сына Твоего Единосущнаго, и Духа Твоего Сопрестольнаго быти исповедуем. Иже в Ветсем Завете, в явлении Твоем патриарху Аврааму во образе Триех Ангел, на последок же дней по воплощении Единороднаго Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа от Приснодевы Марии, в крещении от Иоанна на Иордане, в пресветлом преображении на Фаворе, и в преславном вознесении на Елеоне, явивыйся, образ Пресвятыя Троицы нам показал еси; еще же и нерукотворенный образ Господа нашего Иисуса Христа чудодейственне Им на убрусе изображенный, и Едесскому князю Авгарю посланный, и тем того и ины многи болящия разными недуги исцеливый, нас же чтити сей научивый; такожде и образы и подобия святых Твоих угодников не отметаяй, но приемляй. Сам и ныне призри на иконы сия, яже раби Твои в честь и славу Тебе, единаго в Троице святей славимаго Бога, и Единороднаго Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя и Преблагословенныя Матере Его, владычицы нашея Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, и в память святых Твоих [имярек] сооружиша, благослови я и освяти, и подаждь им силу целебну, всех козней диавольских прогонительну, и во еже всем прилежно пред ними молящимся услышанным быти, и милость Твоего человеколюбия привлещи, и благодать получити сотвори. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Иерей: Мир всем.
Лик: И духови твоему.
Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.
Лик: Тебе, Господи.
Священник, преклонив голову, тайно читает молитву
Безначальне, невидиме и непостижиме Господи, иже древле в Ветсем Завете подобия Херувимов от древа и злата и швеннаго дела, в скинии свидения и в храме Соломонове сотворити повелевый, и ныне образы не точию в воспоминание Твоих спасительных благодеяний и Божественных явлений роду человеческому, в честь же и славу Твоего пресвятаго имене творимыя, приемляй, но и в память и подражание святых Твоих угодников устрояемыя не отметаяй, услыши смиренную молитву нашу; благослови иконы сия и освяти, и подаждь им благодать и силу бесы отгоняти, и вся недуги исцеляти.
И возглашает: Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
И абие кропит иерей предложенныя иконы по трижды, глаголя:
Освящаются иконы сия благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Трижды.
И покропив, иерей кадит я, и покланяется пред ними, и лобызает я. Лик же поет тропари праздничныя, и посем отпуст.